До «правительственного дня», который состоится в Жогорку Кенеше 31 марта, остается неделя. Несмотря на то, что на обсуждение вынесена чисто экономическая тема - «Политика правительства КР по привлечению и защите инвестиций, развитию предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок», в околополитических кругах предстоящее заседание расценивают как знаковое для кабмина и непосредственно его руководителя Темира Сариева.
Объясняется это не только тем, что встреча предваряет предстоящий ежегодный отчет правительства, который традиционно заслушивается в Жогорку Кенеше весной. Последние недели две на премьер-министра сыпется ворох проблем, начиная от его же подчиненных горе-министров, не ведающих об экзотических тендерах, и заканчивая напряженной по сей день ситуацией на границе, которая спровоцировала митинги оппозиции.
В кулуарах «Белого дома» то и дело мелькают фамилии возможных кандидатов на пост главы правительства в случае отставки действующего, начиная от лидера фракции «Кыргызстан» Каната Исаева (который собственно и не скрывает свои амбиции по поводу премьерского кресла) и заканчивая «правой рукой» Темира Сариева – Аалы Карашевым. Последний, кстати, принимая на трибуне Жогорку Кенеша присягу при вступлении в должность первого вице-премьер-министра, так уверенно произносил текст (единственный, кто делал это наизусть, а не по бумажке), что создалось впечатление: метит он как минимум на пост премьера, а может, и выше.
Только нужна ли Кыргызстану смена кабмина, да еще в преддверии саммита СНГ в Бишкеке, в условиях перманентного экономического кризиса и набирающего обороты международного терроризма? Хорошо, если большинство парламентариев ответят отрицательно. Но судя по некоторым горячим высказываниям, не все народные избранники, увы, отличаются благоразумием.
Мал, да удал
Но Темир Сариев, если уж на то пошло, вовсе не из тех, кто покорно и безропотно согласится на роль мальчика для битья. Тем более что в своей команде ему есть на кого опереться, а недавняя поездка по югу – лишнее тому подтверждение.
Позже глава правительства провел закрытую встречу со спикером Жогорку Кенеша и лидерами парламентских фракций, а также главами профильных комитетов (обсуждение касалось ситуации на кыргызско-узбекской границе). А пресс-служба кабмина презентовала итоги работы правительства под руководством Темира Сариева.
Еще раньше премьер встречался с коалицией большинства в Жогорку Кенеше, и периодичность, с которой он проводит «разъяснительную» работу среди нардепов, говорит лишь о его понимании ситуации, когда легче предотвратить конфликт интересов. Тем не менее уйти от депутатских вопросов и упреков – куда же без них! – руководителю кабмина, похоже, удастся нескоро.
Судя по перечню вопросов, которые заготовили народные избранники на предстоящий «правительственный день» (более 65 депутатов в списке, и от каждого по два-три вопроса), заседать парламент собирается как минимум до вечера, а то и дольше. Причем, как пояснили ИА «24.kg» в пресс-службе ЖК, перечень может пополниться новыми запросами.
Где деньги, Зин?
Исходя из того, что сессия будет посвящена инвестициям и предпринимательству, законотворцы готовятся «спросить по полной» с кабмина за промахи и ошибки в этой сфере.
В частности, представитель СДПК Талайбек Масабиров напоминает, что «в свое время генеральная дирекция СЭЗ «Бишкек» предоставила в аренду на 99 лет 20 гектаров земли ВДНХ корейской компании ОсОО «ЦАК» (Центрально-Азиатская Корпорация по развитию СЭЗ)». «Но с 2013 года дирекция судится за возвращение этих земель и проигрывает судебные процессы. Какие меры приняты в отношении должностных лиц СЭЗ «Бишкек»?» - интересуется парламентарий.
Другие факты самоуправства госслужащих – на этот раз силовиков - приводит Таабалды Тиллаев («Республика – Ата Журт»). По его словам, в 2013 году «в отношении руководителей субъектов СЭЗ «Бишкек» ОсОО «Корона» и ОсОО «Энесай LMG ЛТД» сотрудниками ГКНБ возбуждено уголовное дело по фактам экономического преступления, затем на основании постановления Следственного управления ГКНБ от 23 декабря 2013 года дело было закрыто. «Во время расследования по данному уголовному делу указанные компании, вынужденные приостановить работу, понесли убытки на огромные суммы, и, соответственно, бюджет недополучил налоги. Каково мнение правительства КР о влиянии подобных фактов на инвестиционный климат в республике?» - задается вопросом РАЖовец.
А представительница прекрасного пола - Ашэра Халикова (СДПК) и вовсе предложила наказывать в подобных случаях, для чего, по ее мнению, надо внести в Уголовный кодекс КР статью, предусматривающую персональную ответственность «чиновников и граждан за срыв государственных и частных инвестиционных проектов и взятых перед инвестором обязательств». Видимо, на эту мысль ее натолкнул факт несостоявшегося визита президентов двух крупных южнокорейских компаний по энергетике. «Как оказалось, Министерство экономики КР не обладает этим правом, так как изначально МИД должен обратиться в посольство для изучения данных потенциальных инвесторов. В общем, много подобных проволочек», - с сожалением констатирует она.
И если изменение законодательства все-таки в руках самих нардепов, то вот оценка работы зарубежных послов пока только в ведении правительства. Видимо, поэтому сразу два народных избранника – Нургазы Нишанов («РАЖ») и Лунара Мамытова («Бир Бол») затребовали у кабмина информацию о том, сколько инвестиций привлекли диппредставительства КР за рубежом и есть ли уже начатые проекты.
Не меньше вопросов у депутатского корпуса и к местным структурам, в частности, их беспокоит работа
Агентства по привлечению инвестиций при Минэкономики КР (Асель Кодуранова из СДПК и лидер «РАЖ» Омурбек Бабанов), а также Фонда государственных материальных резервов при правительстве КР – Госматрезерв (Умбеталы Кыдыралиев, «РАЖ»).
Все флаги в гости к нам
Но больше всего, конечно, парламентариев интересует работа кабмина в отношении зарубежных инвесторов, в том числе уже работающих в стране. Учитывая, что и это правительство пока не поставило точку в затянувшемся вопросе по Кумтору, «допрашивать» Темира Сариева и его министров будут с пристрастием.
По мнению Торобая Зулпукарова (СДПК), у правительства «нет политики и программ по привлечению и стимулированию инвестиций, а также не приняты меры по созданию положительного образа страны за рубежом, не оказывается помощь инвесторам для получения информации». В связи с этим он задается вопросом, насколько обеспечен доступ иностранных бизнесменов к информации об инвестиционных возможностях КР и законодательству республики.
В то же время его сопартиец Узарбек Жылкыбаев напоминает, что привлекать извне надо не только инвесторов, но и туристов. Он искренне недоумевает, почему правительство до сих пор не разработало новую редакцию Закона КР «О туризме» и концепцию развития данной отрасли на ближайшие 10 лет.
А вот депутатов от фракции «Бир Бол» интересует практически весь спектр вопросов, касающихся зарубежных бизнесменов: сколько таковых находится в Кыргызстане, что им передано и какие рабочие места созданы (Бакирдин Субанбеков), какие инвестиции получила республика после присоединения к ЕАЭС (Мыктыбек Абдылдаев), что нужно изменить в законодательстве КР в связи со вступлением в этот союз (Акылбек Жапаров) и сколько фактов нарушения интересов зарубежных инвесторов рассмотрено правоохранительными органами в 2015-2016 годах (Джаныбек Бакчиев).
Кстати, последний вопрос становится особенно актуальным на фоне недавнего скандала с нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) «Джунда», когда депутатам самим пришлось выезжать на место и проводить проверку. В связи с этим Иса Омуркулов (СДПК) намерен выяснить у правительства, кто и как будет возмещать потери государственного бюджета от действий сотрудников Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП), а также компенсировать ущерб, причиненный НПЗ, в случае обжалования действий работников ГСБЭП.