16:40
USD 86.50
EUR 91.18
RUB 0.86

Соцреализм Федора Стукошина

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева накануне открылась выставка, приуроченная к столетию со дня рождения одного из ведущих живописцев республики послевоенного времени Федора Стукошина.

Открывая выставку, заведующая отделом живописи музея Татьяна Попова отметила, что «акция, организованная музеем и посвященная столетию со дня рождения, — дань памяти прекрасному художнику и человеку Федору Михайловичу Стукошину». К слову, экспозиция, включившая в себя 29 работ, привлекла немало зрителей. Чувствовалось, что многие хорошо знакомы с творчеством мастера и пришли целенаправленно, с желанием вновь увидеть его работы и насладиться ими.

Федор Стукошин родился 14 февраля 1914 года в селе Размытое Смоленской области. В 1930-е семья переехала в Сибирь. В 1936-м окончил Омский художественно-педагогический техникум имени М.А.Врубеля. В Кыргызстан Cтукошин попал, служа в Красной Армии, и решил остаться здесь навсегда. Отсюда же он ушел на фронт (сражался в легендарной Панфиловской дивизии, был снайпером) и сюда вернулся после окончания войны. В выставках начал участвовать с 1946 года. Член Союза художников с 1949-го. Стукошин вошел в историю новой кыргызской культуры как художник большого живописного дарования и как выдающийся педагог. В течение 20 лет он преподавал во Фрунзенском художественном училище, воспитав целую плеяду отечественных художников, среди которых такие замечательные имена, как А.Асранкулов, А.Бейшенов, В.Буторин, А.Осмонов, С.Чокморов и многие другие. Ученики его обожали и за страсть к искусству, и за доброту, и за деликатнейший педагогический такт.

Как рассказала ИА «24.kg» Татьяна Попова, художник прекрасно владел всеми жанрами: историческим (к примеру, картину «5 марта 1953 года» — день смерти И.В.Сталина — совершенно спокойно можно отнести к этому жанру, ибо она отражает все реалии того трагического для СССР дня), портретным (образы сталеваров, шахтеров, колхозников), сельской жизни (одно из выдающихся произведений в кыргызской живописи «На току», в котором создан характерный художественный образ послевоенной колхозной жизни) и, конечно, пейзажным и натюрмортом. «Художники, много работавшие в различных жанрах, гармонично их сочетают: жанр и пейзаж, портрет и пейзаж, натюрморт и пейзаж и так далее. В творческом наследии Федора Михайловича есть такие картины: «Сказитель» — групповой портрет в интерьере, «Ковровщицы» — женщины-мастерицы на фоне пейзажа, «Путейцы» — на железнодорожных путях...», — сказала она.

По словам Татьяны Поповой, «Федор Стукошин — мастер пленэра». «В основе его творчества — пристальное и глубокое изучение натуры, уходящее в традиции русского импрессионизма. Колористическая свежесть, поэтичность и живость образов в картинах, написанных, кажется, на одном дыхании, создают яркую индивидуальность художника. Творческий диапазон Стукошина необычайно широк, во всех жанрах живописи художник оставил произведения, вошедшие в золотой фонд изобразительного искусства Кыргызстана. Тематические картины и портреты представителей советского рабочего класса: металлургов, сталеваров, шахтеров — обладающие большой художественной убедительностью и живописными достоинствами, точно выражающие жизнь республики 40-60-х годов, являются признанными образцами соцреализма», — продолжила она.

Центральное место на выставке выделили картине «На току». Разглядывая это известное произведение мастера, понимаешь, насколько глубоко его волновала сельская тема, труд и быт сельчан. Написал он эту картину в 1949-м после войны, и она сразу стала знаменитой и любимой зрителями. Понятно, что и тема войны естественным образом присутствовала в творчестве художника. Стукошин до конца своих дней был членом правления ветеранов Панфиловской дивизии, в составе которой он прошел всю войну. В музейной коллекции есть очень достоверные картины «Клятва панфиловцев» и «Бой панфиловцев у разъезда Дубосеково», а также портреты Героя Советского Союза М.Д.Сиянина, друга-однополчанина, известного кыргызстанского поэта Сооронбая Джусуева. В портретную галерею, созданную художником, также можно включить портрет профессора К.К.Юдахина, дважды Героя социалистического труда З.Кайназаровой, акына А.Усенбаева, металлурга Мостанова.

«Кыргызская пейзажная живопись — особая страница в изобразительном искусстве нашей республики. И Стукошин — один из главных участников в прославлении уникальности красоты природы Кыргызстана. Мало того, он, пожалуй, единственный, кто потрясающе писал зимние пейзажи. Не секрет, художники-южане — певцы теплого времени года, а Федор Михайлович в этом плане уникальный живописец: он любил и умел передать все времена года, особенно осень и зиму. Его осенне-зимние этюды удивляют и радуют особой глубиной, законченностью увиденного и написанного пейзажного образа, необыкновенной реалистичностью, мощным колоритом, сгармонированной композицией», — отметила Татьяна Попова.

Очень верно выразилась о творчестве художника культуролог Людмила Прыткова: «Имя Федора Стукошина звучит пусть негромко, но весомо. Искусство этого мастера, его жизнь, его образ для многих становятся островком нравственной чистоты, человечности, бескорыстной любви к искусству». Почувствуйте и вы эту удивительную чистоту, придя на выставку, ведь она только открылась.

Фото ИА «24.kg».

Бизнес