В Кыргызстане немало священных и исторических мест, которые представляют для народа несомненную духовную ценность. И каждый человек, побывавший там, долгие годы хранит об этом добрую память.
Если вы попадете в любой город или село, местные жители обязательно покажут вам достопримечательности края, поделятся своей историей.
Поездка журналистов в Джалал-Абадскую область тоже не стала исключением. По дороге нам рассказали, что неподалеку есть священное место, куда можно совершить маленький хадж. «О как заманчиво!» - подумали мы и, конечно же, согласились отправиться туда.
Ехали не долго. Вскоре оказались на границе между районами Ала-Бука и Аксы у слияния рек Падыш-Ата и Чанач-Ата и увидели здания, которые по своей архитектуре резко отличались от окружающих строений. «Это мавзолей Сафед-Булан Шах-Фазл, куда мусульмане приезжают молиться. Эта местность считается священной, наша маленькая Мекка», - с гордостью сказал житель села.
Оказалось, что этот историко-мемориальный комплекс включает в себя памятник эпохи бронзы, мавзолей XI-XII веков и природную достопримечательность - гору Арча-Мазар.
Согласно легендам, гора считается последним местом, куда сумел дойти Александр Македонский. Именно здесь он проиграл битву сакам-тиграхауда. В подтверждение этих сведений нам показали древнюю гранитную плиту, сохранившуюся на мазаре, надпись на ней «Александрия Эсхата» была сделана по-гречески, что переводится как «Последняя Александрия».
Буквально под горой раскинулось имеющее тысячелетнюю историю селение Сафед-Булан, именуемое в средневековых исторических летописях как Исбид-Булан. Это экзотическое название городка восходит к тем временам, когда внук пророка Мухаммеда - Шах-Джарир пришел в эти края с многочисленным войском, дабы проповедовать ислам.
Подчиняясь силе, местные огнепоклонники сделали вид, что приняли новую веру, но как только арабы потеряли бдительность, как только сложили оружие и предались пятничному намазу, напали на них и умертвили всех, отрезав им головы.
В той кровавой расправе погибло 2,772 тысячи мусульман, их тела так и оставили в мечети, а местным жителям под страхом смерти запретили их хоронить. С того времени уцелевшая мечеть носит название Кыргын мечеть.
Однако Булан - чернокожая служанка одного из арабов - в поисках хозяина Шах-Джарира собрала головы всех погибших, омыла их и похоронила.
Как гласит легенда, от пережитого ужаса девушка поседела, кожа ее сделалась совсем белой. С тех пор это место стали называть Сафед-Булан, что переводится как «Белая Булан».
Оказалось, что ее хозяин остался жив, и спустя многие годы сюда вернулся его сын, а местные жители все же приняли ислам.
В память об этих трагических событиях построен мавзолей. А рядом идет бойкая торговля сувенирами. Мы, конечно, не смогли пройти мимо.
У входа в комплекс возле арыка мы увидели огромный камень.
- Что это? - в недоумении спросили журналисты.
- Именно здесь Булан омыла головы погибших воинов. А слева находится место их захоронения, - рассказали жители.
Показательно, что в мазар Сафед-Булан вход разрешен только женщинам, где они могут уединиться, прочитать Коран и попросить у святой благословения. Могила представляет собой помещение из двух комнат. Когда входишь в него, возникает ощущение, что ты попадаешь в особый мир. Здесь человек отрешается от внешней суеты и остается наедине с самим собой.
Там же, во дворике, есть камень плодородия, как говорят жители, оставшийся здесь еще до исламских времен. Прикоснувшись к нему, женщины просят о семейном благополучии, а бездетные - о рождении долгожданных детей.
Наибольшую ценность в комплексе представляет мазар Шах-Фазиль. Это купольно-центрическое строение, углами обращенное к четырем сторонам света. Высота памятника от прежнего уровня основания до верхней точки купола – 15,5 метра, периметр по внешнему основанию – 11,5 метра.
Вызывает большой интерес и внутреннее убранство мавзолея. Все стены декорированы резьбой и надписями из Корана. Как пишет Эркин ажы Бегимкулов в своей книге «Шейиттер мекени», данное сооружение является единственным памятником эпохи Караханидов.
Комплекс ежегодно принимает множество паломников не только из Кыргызстана, но и других стран Центральной Азии и Европы. В 1999 году историко-мемориальный комплекс «Сафед-Булан Шах-Фазл» включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Как же сохранить это бесценное наследие?
- Сейчас реставрируют здание мавзолея. Но люди и сами должны ценить то, что им досталось от предков. Вот недавно неизвестные разломали камень плодородия, к счастью, далеко не увезли, мы нашли его неподалеку, - в конце разговора признались местные жители.
Да, с таким отношением нам святые места от вандалов не уберечь. Если каждый возьмет что-то на память, скоро камня на камне не останется.