14:29
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00

Водительские права.kg: кому выгоден скандал?

Не так давно в отечественных СМИ появилась информация Посольства КР в РФ о том, что водительские права в Кыргызстане должны выпускаться в строгом соответствии с требованиями Венской конвенции. «Однако до сегодняшнего дня национальные права выдаются без указания некоторых сведений из вышеперечисленного списка. В частности, без указания даты окончания действия, отчества, группы крови, резус-фактора…», - отмечают в дипломатическом ведомстве.

О том, какова ситуация на самом деле, кто допустил недочеты и что на самом деле движет теми, кто «с пеной у рта» пытается выдать желаемое за действительное, ИА «24.kg» уже рассказывало.

В очередной раз

Напомним, информация о том, что национальные водительские права якобы не соответствуют международным нормам, регулярно появляется с того времени, как право на их изготовление перешло нынешнему изготовителю из рук бывшего паспортного короля и экс-короля по водительским правам Дмитрия Цоя, чья компания «Алабель Корпорейшн» штамповала их до августа 2011 года.

Прежде никто не бил в набат, не кричал «доколе?!» и не требовал возврата функций в систему МВД. Ни у кого не возникало вопросов, соответствуют ли они требованиям Венской конвенции.

Недостоверную информацию озвучивают все кому не лень - от мигрантов до министров и депутатов. Причем первые преимущественно по своей собственной халатности не позаботились о получении международных прав, которые необходимы за рубежом. Об этом ИА «24.kg» ранее сообщал глава Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава (ДРТС и ВС) при Государственной регистрационной службе (ГРС) Жоошбек Коеналиев.

Вторые потому, что желают вернуть себе золотую жилу, а третьи, не до конца разобравшись в ситуации и желая помочь первым, а иногда и ради самопиара озвучивают откровенную дезу. В начале нынешнего года председатель Ассоциации перевозчиков Нурбек Турсунбаев заявил, что кыргызские водительские удостоверения за рубежом считаются недействительными.

И экс-начальник ДПС Талантбек Исаев в одном из своих интервью сказал: «Человек не ходит на занятия, не обучается, но заплатил деньги и получает водительское удостоверение. Сама процедура выдачи прав оставляет желать лучшего. Много разговоров о том, что люди покупают права. Пока мы не искореним продажу водительских удостоверений и не начнем качественно готовить водительский состав, проблему дорожной безопасности не решим». Следуя логике Исаева, ранее, когда регистрационно-экзаменационные функции были закреплены за МВД, права не покупали.

Пользуясь случаем…

Нынешний глава МВД Мелис Турганбаев использует любую возможность и, выступая на ЖК, нет-нет да и напомнит законотворцам о том, что пора бы вернуть функцию выдачи водительских удостоверений в прежнее ведомство. Впрочем, и паспортов тоже. И нынешняя неразбериха с документами ему на руку.

Правозащитник Анара Дауталиева считает, что МВД пытается вернуть себе право выдачи водительских удостоверений и приема экзаменов по управлению транспортными средствами. «А вот гражданам не важно, где получать документы - в МВД или ГРС. Им важно, чтобы процесс проходил качественно, в минимальные сроки, без коррупции и бюрократии», - поясняет она.

В своем глазу…

Главному милиционеру страны навести бы порядок во вверенном ему ведомстве, а потом уже приниматься за чужое…

Стоит напомнить, что некоторым криминальным авторитетам незаконно выдавали паспорта именно в бытность паспортных столов в системе МВД. И о том, что нынешние паспортисты - это бывшие сотрудники правоохранительных органов. Но это замалчивается, и вся вина ловко перекладывается на ГРС.

Или вот свежие случаи, всколыхнувшие и возмутившие общественность. Сотрудник ДПС, зафиксировав 11 июня 2015 года примерно в 22.00 в селе Беловодском нарушение правил дорожного движения водителем автомашины марки «Ниссан Альмеро Тина» Тилека Шабаева, устроил за ним погоню, а потом открыл огонь по водителю. По словам сотрудников ДПС, последний проигнорировал сигнал остановки и направился в восточном направлении по автодороге Бишкек - Ош. В ходе преследования водителя ранили, и позже он скончался, не приходя в сознание. Удивительно, но глава МВД и это печальное событие использует в своих интересах. На очередном заседании правительства он вновь заявил: «Впервые в селе Беловодском наш сотрудник применил оружие. Водитель погиб, а сейчас гаишники будут виноваты». «От нас требуют соблюдения порядка на дорогах, при этом водительские права выдает совсем другая структура. Такого нигде в мире нет. Кто отвечает за безопасность на дорогах, тот и должен выдавать права», - считает Мелис Турганбаев.

А что это главный милиционер скромно умалчивает, что – первое - с апреля 2015 года, согласно постановлению правительства, сотрудники ДПС входят в состав комиссии по приему экзаменов на получение водительских прав? И второе: разве не вы разрешили открывать огонь на поражение? «Хватит демократии! Отныне милиция Кыргызстана будет убивать. Я дал команду всем сотрудникам милиции, что если кто-то будет поднимать оружие на сотрудника милиции, то разрешается открывать огонь на поражение. Хватит терять наших стражей порядка! Я и раньше отдавал подобные приказы, но некоторые милиционеры гуманные. Теперь не будет предупреждающего «Стой, стрелять буду!», сотрудники милиции будут стрелять на поражение, а потом станем разбираться», - заявил главный милиционер страны. В принципе, так и произошло. Сначала застрелили, а теперь разбираются…

В этом же ряду и совсем свежий случай, когда доблестные правоохранители, оцепив стадион, на котором шел матч Кыргызстан – Австралия, умудрились наглухо закрыть ворота за час до его начала и пропускали безбилетников.

Тряпочный телефон

Но вернемся к нашим правам. Водительским. Слова министра МВД подхватывает и депутат Дастан Бекешев, но преподносит проблему уже в другом ракурсе: «Даже в России говорят: откуда у вас такие фальшивые права? В них отсутствует несколько необходимых пунктов, что мешает многим нашим гражданам, которые имеют там транспортные средства», - сказал депутат и призвал правительство урегулировать данный вопрос.

В одном народный избранник прав: этот вопрос действительно необходимо решать на уровне правительств двух государств.

Удивительно, но к водителям из Казахстана, Беларуси, Украины с такими же правами у сотрудников ГИБДД РФ вопросов нет, а к кыргызстанским водителям есть. В связи с чем такая избирательная политика, непонятно.

Проштудировав Венскую конвенцию, изучив вдоль и поперек водительские удостоверения - и свои, и своих знакомых, еще раз убеждаюсь, что ведется целенаправленная информационная война по дискредитации ГРС, дабы вернуть функции, приносящие денежные потоки, в свое ведомство.

Суровая действительность

В последней редакции Венской конвенции в пункте 3 статьи 41 говорится, что национальным законодательством «может» ограничиваться срок действия водительского удостоверения. «Может» не значит «нужно». Да, может ограничиваться, а может и не ограничиваться. Можно было до хрипоты спорить, как трактовать эти слова, но уже постановлением правительства КР с апреля введено ограничение срока действия национального водительского удостоверения на 10 лет.

Теперь что касается дублирования отчества автовладельца. Корреспондент ИА «24.kg» досконально изучил образцы водительских удостоверений стран, где, как и в нашей стране, используется «отчество», - документы из Беларуси, Казахстана и Украины. Выясняется, что в водительских удостоверениях перечисленных стран отчество не пишется латинскими буквами, так как это идентифицирующий признак, не использующийся за пределами государства. Это всего лишь дополнительная информация, не являющаяся обязательной.

Также непонятно, откуда взялась информация об отсутствии на водительском удостоверении группы крови и резус-фактора. У всех знакомых автолюбителей лично проверила наличие группы крови на правах. У всех данная графа заполнена. Представители ДРТС и ВС придерживаются такого же мнения.

По словам заместителя начальника Бишкекского городского отдела по регистрации автомототранспортных средств и водительского состава Мухтара Джунушева, на лицевой стороне бланка водительского удостоверения в 14-ю графу в обязательном порядке вносятся сведения о группе крови и резус-факторе.

Однако первый секретарь Посольства КР в РФ Бахтияр Шакиров сообщил ИА «24.kg», что в дипломатическое ведомство обратилось около 30 человек, предоставивших национальные права, в которых отсутствуют данные о группе крови. «Я бы и сам не поверил в это, если бы лично не увидел такие права», - сказал он. В свою очередь в ДРТС и ВС предложили предоставить копии эти самых «чудо-прав» для выяснения, но увы, их нет. Сотрудник посольства, к сожалению, копии не сделал.

Смею предположить два варианта: или права, представленные посольству, липа, и тогда возникают вопросы к самим мигрантам, либо документы были выданы до 2011 года ОсОО «Алабель корпорейшн». Дело в том, что в водительских удостоверениях, изготовленных этой компанией, группа крови действительно не указывалась. Если бы это были права нынешнего изготовителя, то без заполнения всех требуемых граф программа попросту не отправила бы их на печать - так запрограммирована система.

Что касается требования наличия цифры «6» на лицевой стороне водительских прав, то ни в одном из семи образцов удостоверений стран Евросоюза и трех образцов стран СНГ под фотографиями нет этой цифры, так как на этом самом месте и размещено фото владельца.

Невозможное возможно

По словам представителей ДРТС и ВС, на днях компания-изготовитель представила образцы национальных водительских удостоверений с учетом требований ГИБДД РФ, при этом прежние водительские права и так по всем параметрам удовлетворяли все требования Венской конвенции.

То есть для разрешения ситуации изготовителю не составляет труда внести корректировку в программное обеспечение, но изменения необходимо утвердить, а это прерогатива уполномоченного государственного органа - ГРС.

Господа руководители ГРС, вам нравится постоянно быть крайними? Решайте данную проблему оперативнее, иначе под соусом заботы о населении ведомство раздербанят как несостоятельное, ненужное и бесполезное. Желающих - тьма!

Популярные новости
Бизнес