Оплачивая счет за природный газ, обратила внимание на то, что итоговая сумма округляется в сторону продавца, а не абонента. Да и тариф установлен такой, что кассиру совершенно неудобно выдавать сдачу в несколько тыйынов. С другой стороны, не у каждого потребителя найдется мелочь, чтобы оплатить счет без сдачи. В итоге приходится переплачивать. Кто-то сочтет это мелочью и даже не задумается, сколько же сверхприбыли набегает с каждого нашего тыйына.
Пользоваться счетчиком предоплаты удобно. Расходы и пополнение баланса потребитель контролирует сам. Не нужно переживать, что вовремя не успел передать показания и что счет придет с долгом, за который будет начисляться пеня. Баланс пополняется, когда возникает необходимость. В то же время газовики не могут гарантировать бесперебойную поставку товара, хотя деньги за него уже получили. Это уже минусы системы предоплаты. Кроме того, пополняя баланс, потребитель обязан купить не менее 10 кубометров газа, 5 из которых находится в резерве. Использовать резервное топливо можно, но «умный» счетчик будет постоянно напоминать о заканчивающемся топливе мерзким писком, когда на карте предоплаты останется меньше 5 кубометров газа.
Отдельного внимания, конечно, заслуживают оплата счетов и утвержденный тариф. В настоящее время для бытовых потребителей он составляет 12,93 сома за кубометр топлива. Закидываем на карту 10 кубов. К оплате должно быть выставлено 129,3 сома. Вместо этого кассир округляет счет в свою пользу - до 130 сомов. Бишкекгазу ушло 70 тыйынов, несмотря на то, что расчет должен производиться по тому тарифу, который утвержден Государственным департаментом по регулированию топливно-энергетического комплекса.
Бишкекское управление газового хозяйства обслуживает 154 тысячи 769 бытовых абонентов, из них 129 тысяч 35 оплачивают счета по прибору учета и 25 тысяч 734 – по тарифу. Более 30 тысяч абонентов пользуются газом по предоплате. Если учесть, что Бишкекгаз округлит им сумму к оплате на 70 тыйынов, то выйдет вполне приличная прибыль - 21 тысяча сомов. На что она расходуется и почему округление идет не в пользу бишкекчан, в ОсОО «Газпром Кыргызстан» пояснять отказываются. Якобы каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно и разбираться, почему выставлен такой счет. Деньги зарабатывает не то кассир, не то программа, которая автоматически выставляет оплату.
Или же другой пример. Абонент Г.Л., проживающий в Свердловском районе, в июне использовал 8 кубов газа. Тогда тариф был 16,1 сома. По логике вещей, он должен заплатить 128,8 сома. Однако ему начислено 129,88 сома, а к оплате выставлено 130,03.
И у бишкекчанина М.С. обнаружена аналогичная неточность. Расход газа за октябрь составил 7 кубометров. По тарифу в 12,93 сома счет должен выйти в 90,51 сома. Вместо этого абоненту начисляют на 5 сомов больше.
У жителя микрорайона «Восток-5» С.Д. разница гораздо выше. В октябре он использовал 8 кубометров топлива и должен был заплатить 103,44 сома. Однако газовики начислили ему 112,57, а к оплате выставили счет в 112 сомов.
За разъяснениями обращаемся в Бишкекгаз, где вполне доступно все объяснили и предоставили распечатку расчетов. Оказалось, что газовики в целях экономии бумаги просто не печатают полный расчет. А ведь по нему сразу понятно, почему не совпадают итоговая сумма к оплате и фактическое потребление газа, перемноженное на тариф, указанный в квитанции. На самом деле счет выставляется в 20-х числах месяца. В результате 8-10 дней считается по одному тарифу, а остальные 20 дней – по другому (так как тариф напрямую зависит от курса доллара, он ежемесячно меняется).
К примеру, наш абонент, проживающий в «Востоке-5», за 10 дней сентября использовал 2,667 кубометра газа по тарифу 16,35 сома, а за 20 дней октября – 5,3 куба по 12,93 сома. В итоге и получаются 112,5 сома, указанные в квитанции. «Если мы будем писать полный расклад, то счет выйдет на целую страницу. Поэтому в базе все расписано, и по обращению граждан мы разъясняем, как производится начисление», - рассказали в Бишкекгазе.
Что касается предоплаты, то отраслевики заверили: переплаченные деньги не расходуются продавцом, а зачисляются на личный счет абонента. Есть такое понятие, как сальдо – остаток. Это может быть либо долг, либо переплата. «Мы не можем выдать квитанцию с суммой в 129,2956 сома. Вы ее попросту не уплатите, поэтому и округляем до 130 сомов. Если округлить до 129 сомов, у абонента будет висеть долг, а по смарт-счетчику это недопустимо. По просьбе потребителя или по своей инициативе мы можем выдать промежуточный счет с учетом переплаты, когда у абонента накопятся деньги хотя бы на кубометр топлива. Остаток денег хранится в базе и не уходит в прибыль компании», - пояснили в расчетном отделе.
Газовики посетовали, что в последнее время обращений от граждан стало гораздо больше. Многих - и вполне объективно - интересует именно выставление счетов. Вот если бы в квитанцию внесли всего две строки с пояснениями, то большинство вопросов и недоверие граждан снялись бы автоматически.