Как часто мы задумываемся о том, почему мы вынуждены постоянно прогибаться, или наклоняться, сказать можно по-разному, когда подходим к окошку в каком-либо государственном учреждении, будь то подразделение органов внутренних дел, поликлиника или даже газетный киоск?
Подобное происходит ежедневно, ежечасно во всех уголках страны. Народ настолько привык не обращать на это внимание, что зачастую нагибается уже рефлекторно, хотя многим сия поза доставляет неудобство. А кому же это удобно? В первую очередь тем, кто сидит за столом и лишь поднимает голову, чтобы выслушать очередного посетителя, демонстрируя тем самым свою власть. Отношение к этому явлению у людей разное. Одни считают, что в этом нет ничего плохого, другие, наоборот, требуют переделать в госучреждениях окна так, чтобы было комфортно обращаться к его сотруднику.
Отголоски прошлого
«В первую очередь я связываю подобное устройство для общения с посетителями с интеллектом и внутренней культурой руководителя этого ведомства», - сказал корреспонденту ИА «24.kg» профессор психологии Эрик Орозалиев.
«Такие маленькие и низкие окна, куда нам с вами приходится заглядывать, говорят о том, что чиновники всячески хотят показать: они доминируют над обществом, психологически уже на входе подавляют посетителя, который не хочет длительное время находиться в подобной позе. Это целая наука практической психологии. Думаю, что это и отголоски жизни из Советского Союза, такие вещи необходимо искоренять», - считает он.
Получить в Министерстве внутренних дел вразумительный ответ на вопрос, почему так неудобно расположено окошко для общения с посетителями, так и не удалось. То ли загружены все по горло работой, то ли просто не было команды «сверху» обустроить пункт пропуска более комфортно для посетителей и сотрудников… Однако на условиях анонимности сотрудник ведомства, имеющий непосредственное отношение к дежурной части, сказал, что МВД - это режимный и особо важный объект, где хранится оружие. Да неужели? Никогда бы не подумали. Но каким образом это связано с необходимостью для посетителей наклоняться, понятнее не стало.
«В комнате для приема граждан у нас есть окошко, и там в любом случае приходится наклоняться, чтобы подать документы. Если окно будет установлено выше, то дежурному будет неудобно каждый раз вставать и смотреть, кто пришел», - рассказал сотрудник МВД.
На вопрос, почему неудобно должно быть посетителям, сотрудник ничего не ответил, только пожал плечами, но посоветовал обратиться к начальнику финансово-хозяйственного управления МВД, который тоже оказался вне зоны доступа.
Юристу бишкекского юридического клуба Санжару Сакиеву часто приходится по работе бывать в подразделениях МВД, для него низкое окно не проблема. Хотя он называет его «эхом прошлого», когда управленцы всех уровней всячески показывали свою власть над обществом. Традиция эта жива и ныне.
«Слово «прогибаться» заставляет думать именно в таком контексте. Подобную «физическую картину» мне приходилось наблюдать с детства, то есть еще с советских времен. Для меня это было настолько привычным, что я не рассматривал такое положение вещей как посягательство на достоинство личности. Между тем отношения между индивидом и государством в СССР строились преимущественно на принципах власти и подчинения, с превалированием санкционных инструментов, абсолютного авторитета государственного аппарата. Отсюда и особенное психическое отношение индивида к власти у нас сегодня. Чиновник в Кыргызстане – это привилегированный член общества, но никак не «слуга народа». А такие вот окошки для общения с посетителями - это необходимый антураж власти, основанной преимущественно на силе принуждения», - размышляет юрист.
О народе когда думать будем?
Вопрос о том, правильно ли гражданам каждый раз в присутственном месте наклоняться к окошку, покупая газету или посещая поликлинику, мы задали людям разного возраста. Большая часть пожилых респондентов сказали, что даже не задумывались над этим. А вот молодых людей это возмущает, они не просто просят, а требуют создать нормальные условия для общения с народом.
«Если честно, мне неудобно. Вот в поликлинике всегда очередь в регистратуру, все наклоняются, чтобы спросить что-то, - говорит Гузель Эргешова, студентка 3-го курса БГУ. - Хорошо было бы вообще убрать преграду и сделать, как в частных клиниках: стоит стойка, вам отвечают, и всем удобно, не надо нагибаться. Спасибо, что поднимаете простые, но важные вопросы и проблемы. Буду обсуждать эту тему с друзьями».
Талай уулу Олжобай, студент 5-го курса БГУ, столкнулся с этой проблемой в районном отделе внутренних дел. «Мой брат работает в РОВД, и иногда приходится к нему приходить. В дежурной части меня долго расспрашивают, куда иду, к кому, зачем, потом я звоню брату, он звонит в дежурку, и меня пропускают. Все это время - минут 10 - приходится стоять, наклонившись. Если честно - неудобно. Нужно удобства создавать для народа», - говорит он.
Молодые жители Бишкека считают такое положение дел ненормальным, потому что на подсознательном уровне граждане республики, которые хотят обратиться за помощью, встают не только в подчинительное, но и в унизительное положение. Это плохо, потому что сотрудники ОВД начинают чувствовать верховенство над гражданами, и это увеличивает соблазн превысить свои полномочия, используя свое положение. Да и граждан они принуждают занять рабскую позу – поклона. «Хотелось бы, чтобы представители силовых структур не забывали, что они тоже вышли из народа, и «не лепили» из себя небожителей, а были действительно помощниками и защитниками граждан», - высказывают они пожелания.
Представители МВД сообщают, что уже больше года активно занимаются реформированием системы, но об этой мелочи там даже не задумывались. Ведь не им же приходится наклоняться или прогибаться.
Ялкун Даутов, председатель общественного совета МВД, говорит: «Если честно, я даже не задумывался о том, с чем постоянно сталкиваюсь, когда захожу в МВД, ГУВД или РУВД. Мне кажется, что это отголоски советской системы, ведь во многих странах, которые были когда-то в составе СССР, эти низкие окошки в разных ведомствах остались, в том числе и в Кыргызстане. А вот в Грузии иначе, там сотрудник стоит, и вы можете с ним общаться лицом к лицу. Когда ты заходишь, тебя встречают открыто, было бы очень хорошо, если бы и мы к этому пришли. Но изменения потребуют финансирования. Если кабмин выделит на это деньги, тогда гражданам будет удобно общаться с сотрудниками милиции. Если МВД введет электронную книгу учета преступлений, то можно будет установить специальные стойки. Обращаться с заявлением в милицию можно будет и через Интернет, не выходя из дома. Соответственно и посещений будет меньше. Лично меня это сильно не напрягает, но хотелось бы устроить все так, как в Европе или Грузии».
Человеческий подход
Прогибаться или наклоняться не придется гражданам, которые посетят Министерство иностранных дел, там несколько лет назад сделали ремонт, теперь и дежурному удобно, и посетителям хорошо: они видят друг друга.
«Наши сотрудники часто бывают за рубежом, переняли опыт, сделали приемную более комфортную, у нас есть и место для ожидания, можно посидеть, подождать сотрудника. К нам часто приезжают коллеги со всего мира, поэтому при ремонте учитывали и этот момент. Мне приходится часто посещать другие министерства и ведомства, да ту же поликлинику, и действительно, там приходится наклоняться, чтобы получить нужную информацию, а это создает неудобство», - рассказал советник отдела информации и печати МИД Мелисбек Байсымаков.
Нашло средства на улучшение дежурной части и руководство ГСИН, здесь тоже несколько лет назад полностью создали удобства для оперативных дежурных. Сейчас сразу видно, с чем пришел посетитель, и нет ли у него в руках запрещенных предметов. Как рассказала сотрудник пресс-службы ГСИН Элеонора Шаршеналиева, несколько лет назад окошко в дежурной части было расположено примерно так же низко, как и в других ведомствах.
«Люди для удобства даже умудрялись засовывать голову в окно, а сейчас и оперативный дежурный, не вставая с места, видит, кто обращается, и посетителям удобно», - заключила она.
Непреодолимая преграда?
Если во многих госучреждениях приходится наклоняться, то здания посольств вообще построены так, что доступ к ним ограничен. Наверняка, все это делается в целях безопасности сотрудников дипмиссии, но ведь есть интересы и другой стороны: десятки, а то и сотни людей ежедневно пытаются попасть в эти помещения на беседу.
Яркий пример - Посольство Российской Федерации, расположенное в самом центре Бишкека. Горожане наверняка обращали внимание, что людей возле здания практически не бывает. На вопросы, интересующие вас, ответ можно получить в помещении с заднего крыльца, если пройти по узкой аллее вдоль высокого забора с колючей проволокой. Можно предположить, что сделано это для того, чтобы руководство страны не видело длинные очереди на правительственной трассе, где и расположено посольство.
В посольстве Германии и Японии информацию можно получить через домофон. Напрямую говорить с вами не будет никто. Условий для ожидания не создано, и не важно, какая погода: раз вам надо - ждите.
Кроме этих преград, существуют еще и другие – например, высокие кресла чиновников. Во время встречи с гражданами, сидящими перед ними на стуле, «начальники» неосознанно «выпячивают» свою позицию. По мнению психологов, такие «мелочи жизни» накапливаются в сознании людей, а потом выплескиваются в виде агрессии на митингах, в резких формулировках лозунгов с требованием об отставке того или иного представителя власти.