Год назад по инициативе правительства Кыргызстана созданы пилотные инвестиционные советы в Нарыне и Оше. Их основная задача – обеспечение в регионах диалоговой площадки между представителями государственной власти и предпринимателями. Весной 2015 года уже по инициативе полномочного представителя премьер-министра Эмильбека Каптагаева создан такой совет и в Иссык-Кульской области, третий по счету.
Национальный инвестиционный совет при правительстве, возглавляемый премьер-министром, существует с 2010 года и, по мнению деловых кругов, работает достаточно эффективно. Бизнес-ассоциации активно используют возможность вести диалог с руководителями госструктур на самом высоком уровне. Через эту площадку были инициированы и в дальнейшем приняты более 50 законов, постановлений правительства, касающихся улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата, например, о проверках, оптимизации регулятивно-разрешительной системы, по улучшению налогового и таможенного администрирования, не считая большого количества отраслевых нормативно-правовых актов. Достаточно красноречиво о работе совета говорят цифры: когда он начинал работу, только 8 бизнес-ассоциаций были его членами, теперь их 53. То есть предприниматели поверили в такую возможность вести диалог, решать важные для себя вопросы.
Зачем нужны региональные советы и, причем не только бизнесу, но и прежде всего правительству? Попытаюсь объяснить предельно просто. Во-первых, всем экономистам, да и не только, хорошо известно, что основная проблема государственного управления в стране в ее неэффективности. Отсюда и большой разрыв между «хорошими» законами, принимаемыми наверху, и их исполнением на местах. Фактически многие законы не работают. Причины и в коррупции, и в теневом рынке. Как исправить ситуацию? Правительство должно усилить контроль над исполнением своих решений на местах. В том числе и поэтому был создан институт полномочных представителей правительства в областях, чтобы они обеспечили продвижение решений кабинета министров, как говорится, в жизнь. Чтобы понять, почему не работают законы или как улучшить ситуацию для развития бизнеса, на местах ничего сверхъестественного придумывать не требуется. Нужен диалог – диалог между представителями правительства и территориальным сообществом, включая региональных предпринимателей, местные органы самоуправления. Такой диалог должен проходить регулярно, он должен готовиться, и в таких встречах должны принимать участие представители правительства и бизнеса.
Что сейчас происходит на самом деле? Вот что показал недавно проведенный нами круглый стол, на который были приглашены представители региональных инвестсоветов, органов МСУ и Госагентства по делам местного самоуправления. На местах такие советы работают очень неустойчиво, плохо поддерживаются со стороны государства, зачастую представители правительства на местах не принимают участие и не интересуются их работой. У губернаторов просто нет интереса, и это понятно: никто не спрашивает их в Бишкеке за работу таких советов. Нет мотивации. Но ведь это неправильно. Такая ситуация напоминает порочный круг, так как не дает возможности повысить качество государственного управления, о чем говорилось выше. На местах нет заинтересованности, а главное, веры в то, что можно что-то изменить.
Что же можно предложить? Высокие чиновники должны четко осознать: если они хотят изменить ситуацию, нужно вести постоянный диалог на местах - не дежурно, а в рабочем режиме. Выяснять, что не так, что и почему не срабатывает, что мешает, что надо бы подправить, изменить, дополнительно принять. И передавать эти предложения в правительство для дальнейших решений. Схема, как видите, очень проста. И есть четкие механизмы, как все это сделать, - было бы желание. Просто надо включить так называемую политическую волю, и обратная связь с регионами заработает.
В оценку работы представителей правительства на местах можно было бы дополнительно включить такой показатель, как эффективность работы региональных инвестсоветов. Затрат никаких, а эффект не заставит себя ждать. Губернаторы будут заинтересованы участвовать в таких встречах и поддерживать работу их на постоянной основе.
Какую еще задачу можно было бы решать на таких площадках? Во всех без исключения регионах работают многочисленные донорские проекты. Их представителей можно было бы сделать членами советов, и пусть они вместе с бизнесом и госорганами и МСУ обсуждают общие проблемы развития экономики регионов и участвуют в процессе обсуждения. А участие в работе региональных инвестсоветов представительной власти будет дополнительной обратной связью для парламента, который формирует правительство. Польза от такого участия будет всем.
Мне кажется, если эти две задачи региональными инвестсоветами будут выполняться, этого будет более чем достаточно для оправдания их создания, и они действительно смогут стать хорошими инструментами правительства для улучшения обратной связи с регионами и повышения эффективности госуправления в целом.
И еще. Может, у нас бизнес-среда не так хороша, как хотелось бы, но в одном точно мы на передовых позициях: это государственно-частный диалог. Это признание не только наших отечественных бизнес-ассоциаций, но и международных экспертов. Сейчас уже существуют пять инвестсоветов, аналогичных нашему – в Армении, Грузии, Таджикистане, Молдове и Албании, и что отрадно, они во многом изучают опыт организации государственно-частного диалога нашей страны, поэтому нам не надо останавливаться на достигнутом.