00:54
USD 86.80
EUR 91.27
RUB 0.81

Александр Сурков: Травма – не повод сдаваться

Отечественный спорт богат талантами. Несмотря на трудности, кыргызстанцы регулярно ездят на заграничные старты и завоевывают медали. Одна беда – многие еще в молодости бросают спорт, сосредотачиваясь на учебе и работе. Но есть уникумы, которым удается это совмещать. Один из них – 39-летний Александр Сурков. Накануне он выступил на чемпионате Азии по карате. Бился в абсолютной весовой категории, где спортсмены могут сильно отличаться габаритами. Получил травму, но не сдался и выиграл два «золота». В интервью ИА «24.kg» боец рассказал о себе и выступлении на ЧА.

Александр Сурков родился в России. Кто знает, может, прославлял бы сейчас на турнирах эту страну, если бы его родители не решили переехать в КР. В двухлетнем возрасте будущий чемпион оказался в Кара-Балте и считает себя коренным кыргызстанцем.

Победная привычка

- Расскажите о своих спортивных достижениях.

- Сегодня многие начинают заниматься карате в 5-7 лет, а иногда и в три года. Я увлекся поздно – лет в 10. Записался в секцию, и сразу стало хорошо получаться. В 1989 году выиграл первые соревнования – чемпионат Кара-Балты. Еще в юности становился чемпионом КР, вице-чемпионом России и СНГ. На взрослом уровне участвовал в пяти чемпионатах мира, пяти чемпионатах Европы и трех чемпионатах Азии. На европейских первенствах завоевал «золото» и две «бронзы». На ЧА выиграл семь медалей: три золотых, по две серебряных и бронзовых. Являюсь пятикратным чемпионом Казахстана и победителем Кубка Евразии. Выступаю в двух версиях карате – шотокан и WKF.

- Долго готовились к чемпионату Азии?

- Два месяца. Тренировался дважды в день семь раз в неделю. Кроме карате, подготовка включала занятия фитнесом и боксом. Принимал спортивное питание. В общем, подошел к делу серьезно.

- С кем был самый сложный бой?

- Все были ровные. Больше всех впечатлил спортсмен из Индии. Он оказался на голову выше и на 44 килограмма тяжелее (мой вес – 76 кг, его – 120). В психологическом плане было непросто выходить с ним на бой. Но я его переиграл. Еще выступал в разделах «ката» и «кумите». В обоих победил.

- Наверное, нелегко соперничать с более молодыми бойцами?

- Да, ведь я выступаю в категории свыше 21 года. Бывает, выигрывает опыт, а бывает - молодость.

Нет пути назад

- При каких обстоятельствах получили травму?

- На одной из тренировок порвал связку и надорвал мышцу правой ноги. Вроде поправился, но недели за три до ЧА был рецидив. На последующих занятиях ногу старался не беспокоить и сделал акцент на работе руками. Уже в Индии вновь ощутил боль - нога горела. Я растер ее мазью. Все бои провел с повреждением. На соревнованиях, когда идет приток адреналина, боли порой просто не замечаешь.

- Долго будете лечиться?

- Пока не знаю. Скоро обследование. А в апреле чемпионат мира. Если не успею восстановиться, придется пропустить. На осень наметил поездки еще на один ЧМ и на Всемирные игры ТАФИСА.

- Какая из трех побед на ЧА далась наиболее трудно?

- Наверное, первая – в 2012 году. Сейчас проще. Во-первых, лучше подготовлен. Во-вторых, судьи меня уже знают. Когда не знают, они немного предвзяты.

Свой среди чужих

- Ездите на турниры за свой счет, или спонсоры помогают?

- В основном за свой счет. Но в этот раз поддержало руководство города и района. Было легче.

- А на местных стартах выступаете?

- В 2014 году, например, стал чемпионом и обладателем Кубка КР по шотокан карате SKIF. Но вообще в Кыргызстане стараюсь не выступать. Здесь меня необъективно судят. За границей побеждаю, а тут проигрываю. Нонсенс! Мне проще выступать на зарубежных турнирах, чьи организаторы присылают персональные приглашения.

- В КР уровень молодых каратистов высок?

- Бюджет турецкой федерации - $5 миллионов, итальянской – 4 миллиона евро. Они входят в пятерку сильнейших в мире. А нашим, если кто-то выделит $1-2 тысячи на поездку – вот и весь бюджет. Просто занимаются в зале и думают, что звезды. Это не так. Подготовка спортсменов состоит из многого: правильного питания, обеспечения медикаментами, экипировкой… В КР есть хорошие тренеры, залы и клубы, но для прогресса требуется соответствующее финансирование.

Спорт навсегда

- Не было мысли начать тренерскую карьеру?

- Я юрист и работаю по профессии. Спорт – мое хобби. К тому же те, кто начинает тренировать, прекращают выступать. Я этого не хочу.

- Приходится совмещать спорт и работу?

- Да. И это трудно. В других странах профессиональные спортсмены ни на что не отвлекаются, тренируются, выступают и получают за это деньги. Но в КР представители неолимпийских видов спорта таких привилегий не имеют.

И, конечно, уделяю время семье. У меня двое детей.

- По вашим стопам не пошли?

- Нет, увлекаются пением.

- О чем мечтаете?

- В плане спорта, наверное, уже ни о чем. Единственное – по определенным причинам так и не выступил на Азиатских играх. Участвовал во многих турнирах. В принципе, удовлетворен. Потому что при минимальных возможностях достиг максимального для себя результата.

- Не задумывались об окончании карьеры?

- Еще лет пять смогу выступать с молодыми ребятами на равных. В категорию «ветераны» переходить не собираюсь.

Процитирую главного тренера сборной Японии Масао Кагаву: «Карате – это жизнь, а жизнь - это карате. Оно прекратится тогда, когда прекратится моя жизнь». Для таких, как я, кто занимается по 25-30 лет, оно стало неотъемлемой частью жизни. Без карате себя не представляю.

Популярные новости
Бизнес