10:00, 25 октября 2021, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Проблем в школьном образовании воз и маленькая тележка. Из-за слабой материально-технической базы, отсутствия элементарных условий и нехватки профессиональных кадров кыргызстанские ученики показывают слабые результаты в международных рейтингах.
Сегодня этим уже никого не удивить, но проблемы как-то надо решать. Эксперты интеллектуального фонда KG Analytics попытались ответить на вопрос, что же делать, и предложили два основных решения. Одно из них — переход к адресному, подушевому финансированию — ваучерной системе. Другое — подготовка, повышение квалификации и профессиональное развитие учителей.
Право выбора стимулирует рост здоровой конкуренции среди школ за качество образования, повышает прозрачность финансирования и расходования финансовых средств. В идеале ваучеры также помогают оказывать адресную поддержку социально уязвимым группам учеников.
Родители учеников подтверждают: отсутствует элементарная возможность перевестись из одной школы в другую даже в сельской местности из-за переполненности классов. Выбор может появиться у детей, которым повезло родиться/учиться в столице, где есть немало частных общеобразовательных учреждений. В других же школах при ваучерной системе объем поступающих бюджетных средств может даже уменьшиться, поскольку государство начнет оплачивать часть обучения детям в частных школах, чего раньше не делало. Соответственно, денег на других останется еще меньше, чем было.
«У нас не должно быть хороших и плохих школ. Есть единый стандарт, и нужно к нему стремиться, — подчеркнул Маматкалил Разаев в беседе с 24.kg. — Надо строить больше новых школ (а сегодня их не хватает около 670. — Прим. 24.kg) и стремиться к нормальному финансированию. Необходимо полноценное обеспечение школ, включая расходные материалы для лабораторных кабинетов».
Сегодня проблема не в том, что деньги не следуют за учеником, а в том, что государство не финансирует практически ничего, кроме зарплаты работникам образования.
Маматкалил Разаев
Пока государство не может наскрести на гарантированные законом статьи, родители школьников оплачивают целый ряд расходов, начиная от уборки и охраны и заканчивая телевизорами и системами видеонаблюдения.
«Государство должно четко сказать, что может предоставлять в качестве бесплатного гарантированного образования, на что у него хватит денег, и что можно сделать дополнительно за счет родительской помощи», — отметил эксперт.
Кстати, признать школьное образование платным предлагалось еще в бытность министром Эльвиры Сариевой шесть лет назад. Так было бы, по крайней мере, честно. Но смелости за это время так никому и не хватило.
«К сожалению, наша образовательная система очень консервативна, поэтому весьма сложно провести какую-то реформу. Слишком все централизовано. В Казахстане ваучерная система уже внедряется в детских садах. Применяется она в Сингапуре, Финляндии, какие-то элементы есть в Великобритании и США. Естественно, и в Кыргызстане при учете наших особенностей (сельской местности, горной) будет работать», — уверен он.
Еще как один из вариантов эксперт предлагает школам с высокими достижениями учащихся открывать филиалы в регионах. Можно, по его словам, решить и транспортный вопрос.
Самое главное, считает Асылбек Жоодонбеков, — поставить превыше всего интересы детей.
Асылбек Жоодонбеков отметил важность поощрения педагогов по заслугам. «После введения в образовании ваучерного механизма в Грузии мизерную зарплату учителей подняли до $1 тысячи. Нам тоже нужны политическая воля и желание. Ваучерный механизм можно применять и при повышении квалификации педагогов», — сказал он.
Эксперт Маматкалил Разаев тоже считает нужным внедрение ваучеров именно в повышении квалификации учителей, что положительно скажется как на качестве программ, так и на числе обучаемых педагогов.
Ответственность за это несет Минобразования, в частности Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Система фактически монополизирована государством. «При этом она не удовлетворяет потребности в повышении квалификации учителей ни количественно, ни качественно. При 82 тысячах педагогов в республике МОиН может повышать квалификацию одного учителя только раз в 10 лет», — подчеркивают в KG Analytics.
Педагоги, по мнению Маматкалила Разаева, должны иметь своевременный выбор курсов повышения квалификации, будь это какой-то педагогический вуз, АУЦА или любой другой. «Когда выделенные государством средства будут следовать за учителем, тогда мы получим очень качественную систему переподготовки педагогов», — уверен он.
KG Analytics также предлагает пересмотреть систему подготовки будущих учителей, предоставить возможность педагогам повышать свою квалификацию в различных образовательных организациях (независимо от формы собственности), дать право лицам, имеющим высшее образование, получать второе высшее педагогическое образование.
Предлагаемые решения, по словам экспертов, не требуют увеличения финансирования, а направлены на эффективное распределение уже имеющихся средств и, возможно, даже приведут к экономии бюджетных средств. Самое главное — предлагаемые решения напрямую могут повлиять на рост качества школьного образования.