Сегодня отмечается Всемирный день The Beatles. Редкая группа добилась такого признания, чтобы по прошествии многих лет говорили не «о чем они пели», а «о чем поют», потому что пластинки ливерпульской четверки до сих пор успешно продаются во всем мире, а их песни по-прежнему звучат удивительно свежо и современно.
У каждого битломана – своя история. Некоторыми из них они поделились с ИА «24.kg».
Эмиль Гузаиров, архитектор:
- «Битлз» - культовая группа, потому появился некий круг людей, абсолютно влюбленных в эту музыку. Да, действительно, есть что-то неуловимо привлекательное в этих иногда незамысловатых, иногда душевных и трагичных, а иногда подчеркнуто авангардных композициях. В контексте удачных воплощений мне представляется наиболее убедительным клип на песню My valentine McCartney в исполнении Натали Портман и Джонни Дэппа. Хотя, конечно, для начала надо слушать «Белый альбом», а потом все станет ясно само-собой…
Андрей Сафронов, сотрудник издательства:
- У меня есть несколько любимых песен «Битлз», и мне очень нравится альбом Imagine Леннона. Что и как я бы рассказал человеку, который никогда не слышал этой музыки? Понимаете, я слушал и слушаю много самой разной музыки, но каждый раз, когда я включаю And I Love Her или Girl или Help, мне кажется, что ничего красивее и трогательнее я не слышал. И каждый раз я слышу эти песни словно впервые. А слушая, например, Taxman или Tomorrow Never Known, мне становится очевидным, что «Битлз» создали всю популярную музыку (какое набившее оскомину замечание, но это правда). Только «Битлз» лучше всей поп-музыки. Наверное, потому что они были первыми. Но главное в том, что они писали красивые песни. Настолько красивые, что все те, кто сейчас пишет красивые песни, которые вам нравятся, услышав однажды в детстве «Битлз», тоже захотели сочинить что-то подобное. Любовь и волшебство в общем.
Юлия Щербакова, оптимизатор:
- Не верю, что есть люди, которые никогда не слышали о ливерпульской четверке. И если бы не отсутствие музыкального образования, с удовольствием сыграла бы пару-тройку их песен. А так, скажу: они самые известные и любимые «жуки» в мире. Их песни возвращают нас в несбыточное вчера, плавно переносят на желтую подводную лодку, заставляют пуститься танцевать под «об-ла-ди об-ла-да» и помогают оставить все так, как есть. Сколь угодно долго можно говорить о них, но лучше один раз услышать.
Михаил Лезник, специалист по компьютерным играм:
- Эффект «Битлз» - это эффект Золушки. Все старо, как сказка Шарля Перро. Кстати, не зря братья Гримм прибрали к рукам именно эту сказку. Сегодня этим пользуются на каждом канале телевидения в каждой стране. Технология поставлена на поток. Все эти «таланты», «голоса» и всевозможные танцы берут начало с Золушки и впервые, для нас, сработали на Пресли и «Битлз». В один телевизионный сезон на наших глазах девочка из соседнего подъезда станет принцессой, тыква – кабриолетом, а баклажан – гитарой. «Битлз» были своими для всех. Талантливые мальчики из Ливерпуля, из этой индустриальной дыры Англии, стали звездами, конечно, не в прямом эфире, как сейчас, но это эффект Золушки. Мне возразят: «А как же песни?» Да, песни были, но они только доказательство того, что я говорю. Простые мелодии из трех аккордов под гитару, понятные всем и каждому. Конечно, всегда можно поговорить о мелодизме Маккартни, о протесте Леннона и религиозном мистицизме Харрисона. На каждую из этих тем можно вести многочасовые беседы и защитить несколько докторских по теории музыки, социологии и психологии. Тем не менее, начинается все с эффекта Золушки.
Данияр Джуманазаров, студент:
- Честно признаться, никогда не встречал людей, которые хотя бы краем уха не слышали ничего о «Битлз». Допустим, встретил я такого. Безусловно, посоветовал бы послушать несколько песен. На эту тему есть одна забавная цитата: «Говорить о музыке - все равно что танцевать об архитектуре». Действительно, что тут говорить? Дал бы послушать для начала пару хитов вроде Yesterday и Let it be. Потом бы уже начал дискутировать. Так, интереса ради.
Прослушивая все их альбомы, я открывал для себя множество разных эмоций, через разную музыку. В подростковом возрасте, когда много душевных переживаний, их музыка стала спасением для меня. Всю радость и горе я переживал через песни битлов. Будучи вдохновленным ими, я вновь начал играть на гитаре, которую бросил в детстве. Именно тогда я осознал, что у них действительно есть песни на все случаи жизни! Будь то чувство первой настоящей любви или расставание, их песни словно описывали твою ситуацию, несмотря на то, что записаны они полвека назад. В этом, наверное, и заключается феноменальная сила «Битлз» – простота и искренность. А сколько у них песен о самом волнующем чувстве - любви! Эх, битлы, битлы…
Екатерина Лузанова, искусствовед:
- Я не могу себя отнести к битломанам, но с огромным уважением воспринимаю тот огромный творческий вклад, который группа внесла в развитие жанра популярной музыки. Впрочем стиль The Beatles гораздо масштабнее одного направления, поэтому роль группы в развитии музыкального мышления в ХХ веке не вызывает сомнений. The Beatles - это новый или, по крайней мере, значительно обновленный, обогащенный интонационный словарь нашего времени. Благодаря этой четверке мы стали лучше слышать и понимать друг друга. Впрочем, то же можно сказать и о Моцарте, Шуберте, Прокофьеве, Шнитке, о каждом выдающемся художнике-реформаторе своей эпохи и музыкальной культуры, а нравится он кому-то или нет - другой вопрос…
Илларион Звягинцев, политобозреватель:
- «Битлз» - ярчайшее пятно на довольно неоднородном полотне европейской (и шире - мировой) массовой культуры. Это мерцающие 60-е с их стремлением к открытию новых горизонтов мироздания и измерений человеческого существа. Тут и обращение к духовной природе последнего (наиболее сильно это развил Джордж Харрисон), и в то же время нечто телесное, понятное каждому. «Битлз», стоявшие у истоков «британского вторжения», как-то по-моцартиански смогли развить зревшую в Сан-Франциско психоделическую линию в рок-музыке, неожиданно и возглавив ее. Со своим стремлением «дойти до самой сути» битлы врезались в разные культурологические пласты — и во всем этом искренности было куда больше, чем стремления «быть в тренде». «Битлз» - олицетворение свободы, нежелания чему-то соответствовать и на кого-то оглядываться. Мало кто может транслировать свое жизнелюбие так, чтобы это не выглядело тривиально. А у них это получалось. Каждый раз, когда их «хоронили» музыкальные критики, они делали невозможное и снова оказывались на гребне волны. «Битлз» - постоянная трансгрессия, преодоление границ и барьеров, инерции и косности, выход за собственные пределы.
Родион Литвинов, управляющий производством:
- «Битлз» - точно выверенная, но не замученная музыка. Каждый мотив запоминается, каждый припев застревает в голове, и вот ты уже что-то невнятно бормочешь себе под нос, распевая слоги «на-на-на» на мотив из Yellow Submarine.