Уже не в первый раз в правительстве озвучивают идею вновь переименовать дорожную милицию. Ныне она называется дорожно-патрульная служба (ДПС) МВД КР. Переименование пару лет назад ГУБДД в ДПС было продиктовано новшествами, которые кабмин планировал внедрить, в частности проект «Безопасный город». В его рамках в Бишкеке создали мобильные группы реагирования, в которые входили один сотрудник дорожной милиции и двое из полка патрульной службы (ППС).
В августе 2014 года впервые была озвучена идея вернуть службе прежнее название. С инициативой выступил тогда только назначенный на должность вице-премьер-министра Абдырахман Маматалиев. Накануне он же вновь поднял этот вопрос. На совещании по вопросу работы ДПС Маматалиев заявил, что разрабатывается законопроект, где одним из пунктов прописано переименование дорожно-патрульной службы в Госавтоинспекцию.
Бывший глава МВД Абдылда Суранчиев в бытность министром, комментируя инициативу кабинета министров, заявил ИА «24.kg», что «не против переименования, но при условии, что в МВД вернут техосмотр и документооборот». «Полномочия и ответственность ГАИ намного шире. Само название неправильное, поскольку ДПС - это одно из подразделений ГАИ. В целом инспекция должна проводить техосмотр, выдавать водительские удостоверения и вести документооборот», - сказал тогда министр. И ни слова о безопасности.
ИА «24.kg» решило спросить респондентов, считают ли они инициативу с переименованием правильной и как это повлияет на ситуацию на дорогах.
Абдырахман Маматалиев, вице-премьер-министр:
- Готовится проект постановления в целом по реформированию ДПС. С чем это связано? Если помните, рабочая группа Совета обороны выявила порядка 28 коррупционных механизмов в этой службе. Кроме того, еще один существенный момент – подбор и расстановка кадров в ДПС. По итогам аттестации около 40 процентов сотрудников провалились. Мы стали изучать и выяснили, что многие из них не имеют соответствующего образования – технического. В квалификационных требованиях указано, что работник ДПС должен иметь только высшее юридическое образование. Это правильно. Но ГАИ – это специфическая служба, они должны, кроме прочего, знать правила дорожного движения. Сейчас в службе есть сотрудники, которые не знают даже устройства автомобиля, не говоря уже о ПДД. Тут и возникла инициатива изменить квалификационные требования для желающих служить в дорожной службе. И назначать только на конкурсной основе. Этот комплекс мероприятий в том числе по искоренению коррупции. Для этого и готовится проект постановления правительства, где одним из пунктов говорится о переименовании. Однако это не самое главное. К нам обращаются и просят вернуть старое название, потому что оно лучше звучит. Мы, когда говорим, тоже ДПС не называем, а говорим ГАИ. Но речь идет в целом об улучшении деятельности ДПС.
- Вы считаете, от переименования служба станет работать эффективнее?
- Если мы это постановление примем, они должны будут лучше работать. К нам участились обращения о том, что увеличилось количество постов, начали устанавливать беспричинно людей. Мы должны взять под контроль и бдить, чтобы там было меньше коррупции.
Талантбек Исаев, экс-глава ДПС:
- В свое время переименовали ГУБДД в ДПС в связи с тем, что планировалось 1 сентября 2012 года установить видеокамеры. Этим занимались правительство и соответствующая комиссия. Предполагалось, что после установления оборудования видео- и фотофиксации будут вести контроль совместные патрули, которые должны выявлять нарушения по ходу движения и раскрывать преступления. Задача была объединить дорожную службу с патрульно-постовой. Поэтому мы переименовали, поменяли положение, постановление правительства все это утвердило. Но процесс внедрения видеокамер затянулся, а название осталось.
Какой смысл менять название сейчас, в преддверии внедрения проекта «Безопасный город»? Первый тур тендера уже прошел, и установка камер уже не за горами. Считаю, вновь менять вывеску - лишнее. Ведь придется вновь переделывать приказы, инструкции… Это дополнительные траты. От переименования сотрудники ДПС не перестанут брать взятки на дорогах, надо решать вопрос финансирования и прекратить порочную практику, когда гаишники вынуждены материально обеспечивать территориальные органы внутренних дел.
Дастан Бекешев, депутат парламента:
- На протяжении 20 лет госорганы как только не называли. Дорожная милиция была и ГАИ, и ГУБДД, и ДПС, теперь опять хотят вернуть старое название. Однако от перестановки слагаемых сумма не меняется. Исходя из этого, я считаю, что надо заниматься более структурными преобразованиями, нежели переименовывать. Я понимаю, люди тоже, кто читал о капитане Врунгеле: как корабль назовешь, так он и поплывет. Я с этим согласен. Но на госорганах такой эксперимент отражается немного печально, поскольку надо заказывать новые бланки, печати, а это дополнительные расходы. Вносить изменения в подзаконные акты, менять ряд нормативно-правовых актов, а это опять же время. К сожалению, никто не считает время, которое затрачивается на изменение нормативно-правовых актов, не учитывает кадровый и временной ресурсы. Чем заниматься этой волокитой, было бы правильнее заниматься реальной безопасностью дорожного движения. И все-таки ДПС со временем должна превратиться в дорожную полицию, которая не только машины останавливает за нарушения, она станет курировать определенные участки и следить за безопасностью не только на дорогах, но и в целом обеспечивать правопорядок и предупреждать преступность.
Атыр Абдрахматова, гражданский активист:
- От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Структурные изменения и переименования иногда связаны с заработной платой и социальными гарантиями. Для того чтобы ДПС превратить в ГАИ, необходим функциональный анализ, в котором отражены их функции, соответствуют ли они, что необходимо изменить, а также финансовая подоплека, социальные гарантии и возможности роста. Все это отражено в этом анализе.
Надо учитывать тот факт, что внедряется проект «Безопасный город». Появятся видеокамеры, а соответственно нужны работники с иными навыками, требуется оптимизация структуры. Пока в правительстве не предоставили веских доводов, изменится ли после переименования ситуация на дорогах и станет ли работа сотрудников более эффективной. Нужен аргументированный, обоснованный, отвечающий современным требованиям анализ, на основе которого нам бы объяснили, зачем это переименование. Пока ничего непонятно.
Энвер Хавазов, автолюбитель:
- Без существенных изменений в работе ДПС/ГУБДД/ГАИ никакие переименования на деятельность этой структуры не повлияют. Передача функций обратно по регистрации транспортных средств и проведению техосмотра - совершенно ненужная вещь, так как надо будет заново тратить бюджетные средства. Пусть этим занимается ГРС. А техосмотр - дело добровольное, и потому органов МВД этот вопрос интересовать не должен: он отдан на откуп частным структурам. Вообще, странная инициатива. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.
Изначально переименование ГАИ в ДПС - дурдом. Правильно возмущаются: патрулирование дорог - только одна из функций ГАИ. Однако название тут причем? Как они видят передачу прав на регистрацию машин - от ГРС? Зарабатывать они могут со штрафов - этот закон приняли вроде: когда часть средств от поступлений из ГУБДД возвращается им в качестве «бонуса».
Айбек Баратов, гражданский активист:
- Да хоть назовите «колбаса», вряд ли там начнутся перемены. Переименование структуры в ГАИ или какую-либо иную аббревиатуру не даст ничего. Потому что проблема не в названии, а в применении норм права, закона как сотрудниками ДПС, так и всеми чиновниками. Проблема в том, что наши народные избранники борются не с проблемой как таковой, а с ее последствиями, и лишь создают видимость работы. Государство не в состоянии реализовать одну из своих самых основных функций. О каком переименовании может идти речь?
- Предполагается, что в новую инспекцию будут набраны сотрудники только с высшим образованием и знающие ПДД. В связи с этим якобы и переименовывают…
- Чушь! С высшим образованием и знающие ПДД люди не пойдут служить в «прогнившую» структуру.
Тимур Шайхутдинов, член группы по реформированию системы МВД:
- Абдылда Шергазиевич пошел не тем путем. ДПС вызывает нарекания в обществе в связи с коррумпированностью. Считаю, что система прежде всего борется с последствиями и меньше уделяет внимание вопросам создания безопасной среды на дорогах. Как эти проблемы можно решить через возврат к советской ГАИ? Ответ – никак. Больше полномочий – это большие коррупционные возможности. Напротив, по мере внедрения проекта «Безопасный город» ДПС должна претерпеть другие изменения, такие как сокращение инспекторов на дорогах. Ведь обнаружение нарушителей будет все чаще осуществляться автоматически через видеофиксаторы. Также идея возвращения техосмотра, проводимого ГАИ, ни к чему хорошему не приведет, а только увеличит поборы с автолюбителей.
Урмат Казакбаев, сопредседатель Альянса либеральной молодежи «Свободное поколение»:
- Переименование структуры, новое здание, новая форма, новые машины и подобное материально-техническое обновление никак не будут влиять на ситуацию с безопасностью на дорогах. Основным измеримым показателем успешной работы дорожной милиции должно стать количество смертельных исходов от ДТП - показатель на 100 тысяч жителей. Средний показатель по европейским странам составляет 10,6, в Бишкеке за 2013 год он составил 14,1, по Чуйской области - 41,8 (!). То есть в четыре раза превысил средний показатель по Европе. Снижение жертв от ДТП должно стать целью сотрудников, которые следят за безопасностью на дорогах независимо от переименования, изменения цвета униформы и числа блюстителей порядка.