06:49
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96

Элеонора Турдубекова: В Кыргызстане полдня работы в театре считается выполнением нормы

21 марта – богатый на праздники день. Помимо Нооруза и Всемирного дня поэзии сегодня также отмечается Международный день кукольника. По правде говоря, Кыргызстану особо нечем порадовать или удивить мировое сообщество в этой сфере: оба кукольных театра, имеющихся в Бишкеке - государственный имени М.Жангазиева и передвижной под руководством Бурул Асакеевой – переживают непростой период из-за отсутствия финансирования, зрителей, идей, актеров. Мы решили поговорить с заведующей литчастью театра кукол имени М.Жангазиева Элеонорой Турдубековой о наболевшем. Может, если в праздник озвучить проблемы, голос прозвучит громче, и он будет услышан.
 
- С чем учреждение встречает профессиональный праздник?
 
- Наш театр в преддверии профессионального праздника 20 марта пригласил детей из малоимущих семей и детей с ограниченными возможностями для показа интерактивного спектакля «Маша + Миша». Приглашены ребята из всех районов Бишкека. 
 
Что касается обновления репертуара или введения какой-либо новизны в деятельности творческого коллектива, можно сказать лишь о работе с приглашенным режиссером над классикой, а именно - пьесой «Анчар менен Ак бугу» К.Жантошева. Очень скоро состоится сдача спектакля худсовету театра. Поживем – увидим. 
 
- Что изменилось с приходом полгода назад нового директора театра? 
 
- Возлагаемые надежды на нового руководителя в любом коллективе, конечно, никто не отменял. Но как бы ни складывались отношения внутри какого-либо коллектива, хочется верить, что, приходя возглавлять творческий коллектив, новый человек, прежде всего, должен быть профессионалом. В наше время от руководителя в первую очередь требуются четкое видение, знание и решение возлагаемых на него прямых обязанностей. Что касается директора нашего театра, то его стремление сделать за короткие сроки масштабные действия, казалось бы, с одной стороны, правильно, но как-то действия его недостаточно продуманны. Возможно, берясь за сложное, надо находить прямые выходы.  
 
- Есть стойкое ощущение, что в репертуаре театра сто лет не появлялись новые спектакли… Почему их нет? 
 
- Возможно, это ощущение, прежде всего, складывается у наших постоянных зрителей. Надо признаться, что репертуар театра – это его лицо. И этим все сказано. То есть зритель, приходя на наши воскресные спектакли, не должен чувствовать, что этот спектакль он уже смотрел, нет. Напротив - видя одну и ту же работу учреждения, он должен восторженно осознавать, что профессиональную живую игру актеров театра кукол не заменит никакое действо ни в телевизоре, ни в компьютере. К слову, хочется вспомнить режиссера-кукольника Романа Виндермана (работал в 80-90-х годах в театрах кукол Свердловска, Томска), который своей большой любовью к искусству воспитал не одно поколение сибиряков, влюбленных в театр кукол. А то, что у нас нет новых спектаклей в театре… Наверное, должен появиться смелый, глубоко думающий и просто очень-очень любящий театр кукол режиссер. 
 
- Сколько, по примерным подсчетам, требуется денег на одну новую постановку?
 
- Опять же вспоминается тонкий знаток зрителей театра кукол Роман Виндерман, которому удавалось своими спектаклями так очаровывать огромную публику, что она повторно не раз возвращалась на его постановки, будь то детские или для взрослых. Можно создать малобюджетный спектакль из барахла, в котором зритель не обратит внимания на нищету, и так же «славно» можно потратить немыслимые средства на постановки, от просмотра которых не будет ни тепла, ни смысла. 
 
Главное в создании любого сценического произведения, а в нашем случае для особого зрителя - малышей, это то, что от спектакля должны исходить тепло, ласка, добро, красота, вера.       
 
- Не раз слышала от родителей юных зрителей нарекания по поводу качества исполняемых постановок, кукол, декораций. Вам видны эти минусы, и как их можно ликвидировать? 
 
- На протяжении последних лет поднимаемые вопросы об обучении и освоении специальных профессий и навыков, которыми должны обладать те, кто посвятит себя созданию постановок для детей, вставали не раз. На подписании межправкомиссий по вопросам культуры надо четко ставить вопросы квот для учреждений культуры по необходимости. 
 
Побывав на двух международных фестивалях театров кукол в Алматы, я увидела великолепного исполнения куклы, декорации к спектаклям и вообще добротные сценические решения, на которые любо-дорого смотреть. Они создаются лишь мастерами. 
 
Минкультуры КР необходимо создавать условия для стажировок узких специалистов в Москве, Перми, Магнитогорске, Оренбурге, Гродно, Харькове, Бресте. Именно в этих городах в театрах кукол работают истинные мастера своего дела. 
 
- Как, по-вашему, театру кукол можно достойно зарабатывать деньги на новые постановки, зарплату своих сотрудников и другие нужды? Или в Кыргызстане это утопия?
 
- Утопия, фантазия, чудо – эти слова стоят в одном ряду. А значит, невозможное – возможно. Надо просто вложиться на все 100, и чудеса станут реальностью. Те 35-45 минут времени, за которое можно подарить детям все, что может называться чудом, над этим надо работать много и всем, кто по-настоящему верит в свое искусство. В этом мы не раз убеждаемся во время новогодних представлений, когда хороший сценарий можно так разыграть, что сказочные персонажи становятся родными и нисколько не устрашают даже малышей (и коварный волк, и хитрая лиса, и даже шипучая змея). Пример: трехлетний мальчик, испуганно озираясь, не подключался к интерактиву, а уже в последующие его посещения наших шоу кукол сопровождались забавной игрой. Он, естественно, подрос потом.
 
В России и на Украине практикуют «театры в театре». При гостеатре кукол талантливые актеры находят возможность достойного заработка. Можно ли внедрить это у нас? Нужно! Трудовое законодательство надо четко урегулировать. 
 
А как поступают в КР? Полдня работы у нас в театре считается выполнением нормы, а дальше никто не задерживается, а идет на подработки или занят своими делами.    
 
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о запланированном театром проведении в Кыргызстане международного фестиваля кукол. 
 
- В 1975 году в городе Фрунзе проходил фестиваль театров кукол республик Средней Азии и Казахстана. Прошло ровно 40 лет, как к нам не заезжали гастролеры и не проводились встречи кукольников.
 
И в 2014 году, зарядившись фестивальным духом, мы решили отметить 75-летний юбилей театра не как обычно - капустники коллег из театров КР, а далее банкет с приличными затратами, а по-настоящему пригласить к себе собственно кукольников из-за рубежа. Наметили на Международный день кукольника.
 
Благодаря пониманию и посильной помощи мэрии Бишкека и Свердловского акимиата нам удалось создать оргкомитет и рабочую группу, а также отправить приглашения нашим добрым друзьям. С большим удовольствием откликнулись в первые же дни нашей затеи образцовые «образцовцы» (Московский центральный театр кукол имени С.В.Образцова – прим. ИА «24.kg») и наши давние друзья - актюбинцы, алматинцы и душанбинцы. Однако в связи с определенными финансовыми трудностями пришлось отодвинуть сроки проведения нашего праздника на конец мая 2015 года. 
 
Первый международный фестиваль театров кукол «Так-теке» будет проводиться, прежде всего, с целью обмена опытом творческого коллектива театра кукол имени М.Жангазиева с коллегами из ранее названных театров. 
 
Бизнес