Как сервис по купле-продаже может помочь в решении психологических проблем? Будет ли искусственный интеллект когда-нибудь знать о нашем имуществе больше, чем мы сами? Чем кыргызстанцы отличаются от сербов? Странные вопросы, правда, читатель? А вот и нет. И беседа с Юрием Мухиным, сооснователем сервиса частной купли-продажи Lalafo, это доказывает.
Поводом для интервью стало событие, вроде бы далекое от психологии и футуристических прогнозов, — полный редизайн сервиса Lalafo. Но оказалось, что идеей эффективной «онлайн-барахолки» организаторы сервиса не ограничены.
— Юрий, Lalafo — популярный сервис, которым пользуются, например, едва ли не все кыргызстанцы, желающие продать что-нибудь ненужное или сначала купить что-нибудь ненужное, чтобы потом это продать. Всех все устраивало. Зачем понадобился редизайн?
— Помните, в «Алисе в Зазеркалье»: «Чтобы в этом мире оставаться на своем месте, надо бежать изо всех сил»? Вот и ответ. Интернет-сервисы и запросы пользователей развиваются очень бурно и динамично. Чтобы оставаться популярным сервисом, надо отвечать этим запросам.
Самый основной запрос, касающийся сервисов в Интернете, сегодня — экономия времени.
— Но внешний вид ведь тоже поменялся?
— Да, стал более стильным, лучше отражает наши идеи. Внешний вид имеет и функциональное значение. Для начала мы привели Lalafo к единому восприятию на всех платформах. Раньше то, что видел пользователь, зашедший с компьютера, и то, что видел пользователь мобильного приложения, сильно отличалось. В результате наш клиент использовал один сервис, а воспринимал его как несколько разных. Это было неудобно для всех.
— Что еще в части удобства?
— Плюс, конечно, мы стали лучше. Быстрее, намного быстрее. Лента товаров теперь бесконечная на всех платформах, и описание каждого товара стало более подробным.
Lalafo стал еще умнее. Сервис теперь распознает и ищет по фотографии товар с помощью технологии компьютерного зрения.
Это помогает быстрее создавать объявления и находить похожие товары. Еще мы упростили коммуникацию между продавцом и покупателем. Теперь покупатель может прямо из ленты товаров написать неограниченному числу продавцов и быстрее выбрать для себя что-нибудь подходящее.
— Дать объявления тоже, как мне показалось, проще стало, так?
— Мы хотим, чтобы любой пользователь мог за считаные минуты добавить на платформу десятки вещей, которые перестали ему нравиться. Поэтому редизайн коснулся создания объявления. Теперь технология компьютерного зрения определяет по фотографии вещи и множество их характеристик, помогает автоматически оформить объявление. Все максимально ускорилось.
— То есть, я правильно поняла, редизайн ориентирован на продавца?
— Да. У каждого из нас в доме есть немыслимое количество вещей, которыми мы не пользуемся. Речь идет о сотнях тысяч предметов. Такую цифру дают исследования, сделанные в США, но я не думаю, что, если бы они прошли в Кыргызстане, цифра была бы меньше. Мы сами не знаем, что у нас есть, что лежит мертвым грузом за дверцами наших шкафов. Вот скажите, что есть у вас в шкафу?
— Эммм... платья, блузки, брюки, юбки, костюмы, джинсы, футболки, свитера, еще всякое...
— Сколько свитеров, например?
— Ну вы и спросили... понятия не имею!
— Это значит, что большую часть вы не используете. По статистике, 70-80 процентов вещей, которыми мы владеем, не используются. А кому-то они, возможно, нужны. И вы могли бы получить за них какие-то деньги... Впрочем, деньги тут не главное. Главное — с пользой избавиться от ненужных вещей, расчистить свое пространство, окружить себя только тем, что вам нравится и используется вами по назначению.
— Какая-то дискриминация в адрес покупателей выходит...
— Ничего подобного. Для покупателя что главное?
— Чтобы выбор был...
— Вот именно. А больше выбора будет в том случае, если к сервису обратится как можно больше продавцов. Так что все это в итоге ориентировано на покупателя точно так же, как на продавца.
— Выходит, у вас есть какая-то социальная миссия?
— Мы ее видим в том, чтобы помочь людям окружить себя по-настоящему нужными и приятными вещами. Мы хотим, чтобы у вас было только то, что вам нравится. А то, что уже перестало быть по душе, быстро находило нового хозяина и уходило из вашего дома.
Когда человек окружен вещами, которые ему нравятся, меняется его качество жизни, причем в лучшую сторону.
Ответственное, осознанное потребление делает неактуальной едва ли не половину распространенных психологических проблем.
— Целая философия...
— Осознанное, ответственное потребление — это не философия. Это хороший и легкий способ сделать свою жизнь приятнее и легче, высвободив силы и другие ресурсы на полезные вещи.
— В каких странах, кроме Кыргызстана, есть Lalafo?
— На сегодня мы работаем в Азербайджане, Греции, Сербии и Кыргызстане. Кроме этих стран, есть команда на Украине, которая работает над сервисом.
— Как интересно! А есть какие-то отличия в поведении именно наших пользователей?
— Есть. Кыргызстанцы очень общительные. Они охотно и продуктивно общаются в процессе покупки или продажи. Потом, у вас популярен обмен. Довольно часто продавцы соглашаются обменять свою вещь на что-то нужное, люди очень легко коммуницируют и запросто договариваются о самых невероятных обменах. Но, конечно, как и во всем мире, у кыргызстанцев очень много лишнего в личном пространстве. 90 процентов тонут в лишних вещах, несмотря на свою предприимчивость.
— А вы были у нас в стране? Какое впечатление сложилось о кыргызстанцах?
— Конечно, бываю очень часто. Самое главное, что меня приятно поразило, — кыргызстанцы удивительно предприимчивы, при этом добросовестны и порядочны. Очень симпатичная черта.
Гибкие, подвижные, с устойчивым характером, легко адаптируются в любых условиях, предприимчивы — вот такими я вижу кыргызстанцев.
— Приятно слышать. Скажите, Юрий, а если помечтать, но не просто так, а на основе последних технических разработок, то какими интересными особенностями порадуют нас интернет-сервисы в ближайшие годы?
— В среднесрочной перспективе, я лично думаю, сервисы станут помогать людям тратить еще меньше времени на избавление от вещей. Скоро через наш мобильный телефон и наши аккаунты в сервисах будут знать, какие вещи у нас есть, когда они куплены и сколько за них сейчас примерно можно получить. Они точно будут знать о нашем имуществе больше, чем мы сами. И предлагать нам, от каких вещей следует избавиться, что продать, что подарить (и кому!) или отдать на благотворительные цели (и куда именно!). Такой персональный ассистент по управлению своими вещами.
— Очень смелый прогноз!
— Не думаю. Жизнь гораздо смелее и интереснее любых прогнозов!