Отовариваясь в супермаркетах, покупатели редко обращают внимание на цену. Обман вскрывается дома — при изучении кассового чека. Однако многие его попросту не берут или выкидывают в ближайшую урну.
Однажды и я столкнулась с несовпадением цены на товаре и в чеке. Кассир нехотя, но все же вернула разницу. Дело не в тех шести сомах, на которые пучок зелени был дешевле, а в справедливости.
По закону о защите прав потребителей, покупатель должен платить столько, сколько указано на ценнике, а не в базе данных.
Уловки мерчендайзинга
В каждой крупной торговой сети работает мерчендайзер. Именно он знает, какие использовать уловки, чтобы задержать покупателя как можно дольше в магазине, при том, чтобы вышел он с полной корзиной продуктов. На покупательскую способность воздействуют не только акциями, скидками, дисконтными картами с бонусами. В ход идут ароматизаторы, освещение, музыка. Зависит даже расстояние между полками и размер плитки на полу.Замечали ли вы, что в хлебном отделе всегда пахнет свежей выпечкой, но далеко не во всех магазинах есть собственные пекарни. В этой части торгового зала могут использовать ароматизатор. Этот метод прекрасно зарекомендовал себя: запах свежеиспеченного толкает человека покупать больше запланированного.
Свою роль играет и подсветка: продукты на витрине выглядят по-праздничному ярко, сочно и аппетитно.
Обладателями дисконтных карт и карт лояльности проще манипулировать. При регистрации вы указываете свои персональные данные. Не удивляйтесь, когда администрация супермаркета поздравит вас с днем рождения и предложит купить определенный набор продуктов «к столу».
Отчасти дисконтные карты созданы для экономии покупателя. Но магазин экономит на обладателях карт гораздо больше.
Когда сыр подорожал на прилавке
В одном из супермаркетов Бишкека сотрудник Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора при столичной мэрии обнаружил сыр с плесенью. Нет, это был не элитный продукт, а залежавшийся на полке.Бдительные покупатели не редко делятся своими находками в социальной сети.
Айнура Акматбекова призывает кыргызстанцев внимательно следить за ценами, которые указаны в чеке. Сосиски на витрине указаны по одной цене, чек пробит совсем по другой.
Айсулу Бейшеновой дважды пробили в гипермаркете «Бишкек» салат со шпинатом.
С непонятной накруткой столкнулась Татьяна Делова. Покупая батончик в магазине «7 дней», она убедилась, что он стоит 31 сом. Кассир пробила 32 сома, при этом не смогла объяснить разницу в цене.
Зачастую покупатели находят продукты с переклеенными ценниками или товары из будущего, изготовленные на день раньше, чем появился на полке.
Выгодная акция
Акция, скидка, комбо, магические уловки — все это то, на что попадается большинство посетителей магазинов. Действительно, некоторые товары можно купить ниже рыночной стоимости. Конкуренция заставляет маркетологов идти еще на один шаг — мониторить цены в других торговых сетях и снижать стоимость, называя акцию «Лучшая цена».Покупатель знает, что в этом магазине товар гарантированно ниже, у него появляется к нему доверие, он отоваривается там. Хотя на другие товары цены могут быть на порядок выше, но вряд ли кто-то захочет покупать хлеб — в одном маркете, мясо — в другом, а овощи — в третьем.
Прежде чем клюнуть на очередную акцию, подумайте, почему на этот товар скинули цену. Подходит срок годности? Залежался на прилавке? Имеется брак? Низкого качества?
23 июня в одном из магазинов на акцию выкинули батончик «Молочный ломтик». Ранее он стоил 45 сомов, по акции — 36. Однако срок годности заканчивался 16 июля.
В другом супермаркете — со скидкой 22 процента — продавали молоко, однако оно хранилось не в холодильнике, а в отдельной корзине.
Контрольная закупка
Покупатели должны помнить, что товары с заканчивающимся сроком годности всегда выставлены в первом ряду. Свежие товары задвинуты вглубь прилавка.Некоторые торговые сети, не стесняясь, выставляют овощи не первой свежести. Вот такие баклажаны мы нашли в супермаркете.
Санитарное состояние зала тоже оставляет желать лучшего. Рядом с открытым холодильником валяется грязная тряпка, по всей видимости, оставшаяся после утренней уборки.
Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора при мэрии Бишкека имеет право проверять магазины по плану один раз в год. Чаще — только по поступившей жалобе.
ИА «24.kg» отправилось вместе со специалистами на плановую проверку. Инспектор должен проверить чистоту в зале и холодильниках, срок годности продуктов, маркировку, товарное соседство. Однако прежде чем приступить к проверке, необходимо уведомить администратора.
Тот сразу же попросил документы и предписание. Так как проверка плановая, график составили на основе прошлогодней инспекции. Сейчас это помещение арендовала другая торговая сеть. Конечно, проверяющих не пустили в магазин.
«Это наша главная проблема. Предписание выписано на проверку одного магазина, а пока подойдет время, арендаторы меняются», — признался инспектор.
Специалисты не рекомендуют покупать в магазинах колбасную или сырную нарезку. В нее может попасть просроченный товар. Это же касается и готовых салатов и закусок. В целях экономии завянувшие овощи и мясо не первой свежести могут использовать для приготовления блюд.
К сожалению, Санэпидемнадзор не проводит лабораторных анализов качества готовой продукции.