05:58
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96

Государство и ислам. В поисках гармонии

Исследователи ислама, религиозные деятели и чиновники из сферы регулирования вопросов религии из Европы, Азии и даже Африки, а также представители крупных международных организаций собрались накануне в Бишкеке на международную конференцию. Им предстояло обсудить роль и место ислама в современном светском государстве. Это положение и было вынесено в название форума.

Баланс интересов

Вопрос взаимодействия светской власти и религии поднялся на столь высокий уровень, что конференцию не только открыл, но и выступил с довольно объемной речью президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев.

Преимущество светского государства состоит в его способности создать и сохранять баланс интересов — представителей разных религиозных общин, верующих и неверующих.

Алмазбек Атамбаев
Глава государства отметил, что сегодня в мире идет процесс переосмысления роли и места религии в государстве. Под воздействием современных вызовов возникают новые формы их взаимодействия.

Касаясь ислама, глава государства отметил, что в современных условиях его ценности позволяют гармонично развиваться в светских странах, не противопоставляя религиозные каноны законодательству.

При этом Алмазбек Атамбаев подверг критике некоторые религиозные организации, обвинив их в том, что они «целенаправленно навязывают свой образ жизни, элементы своей культуры под видом «чистого» ислама», говоря, что внешние организации или наши же граждане под их влиянием пропагандируют не столько ценности самой религии, сколько чуждый образ жизни, культуру».

Кыргызы в свое время приняли ислам еще и потому, напомнил президент, что он не противоречил местным обычаям и традициям, не шел вразрез с мировоззрением кочевников.

По поводу экстремизма и терроризма Алмазбек Атамбаев отметил, что противостоять этим вызовам можно через укрепление национальных государств, сохранение ими собственной культуры, языка и самобытности.

В целом же основным посылом президента стал призыв вместе противостоять малограмотным религиозным деятелям, деструктивная работа которых наводит тень на ислам.

О форме противостояния он сказал особо: это просвещение.

«Час, посвященный науке, равносилен ночи намаза. Три дня, посвященные науке, равны трем месяцам держания орозо», — напомнил слова пророка Мухаммеда Алмазбек Атамбаев.

Ислам — это и религия, и идеология

Участники конференции отметили, что в нынешних реалиях такие понятия, как религия, светскость, религиозный радикализм и экстремизм, довольно крепко связаны.

На вопрос, откуда взялись религиозные радикалы, ставшие серьезными оппонентами светской власти, весьма интересный ответ дал руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций» (Россия) Алексей Малашенко.

Ислам — это политизированная религия. Пророк Мухаммед был великим политиком. Это никто не опровергнет. Есть некоторые специалисты, политики, которые говорят, что «отнять у ислама политику — значит кастрировать его».

Алексей Малашенко

Он пояснил, что причина массового появления религиозных радикалов, которые борются за установление власти, основанной на канонах ислама, возникла после Второй мировой войны.

«После войны все независимые государства, в том числе мусульманские, начали развиваться. Одни страны пошли по западной модели развития, другие — по советскому пути, однако все это было имитацией. Все стало проваливаться, что привело к коррупции и другим не лучшим последствиям. Государства не знают, куда идти. И тут появляется готовый вариант — исламская альтернатива», — рассказал Алексей Малашенко.

Однако, как отмечает ученый, пока у государств не получается построить успешную модель развития, основанную на исламских принципах.

«Пока не получается. Но люди-то в это верят! И тут появляются силы, которые начинают разрабатывать исламскую альтернативу», — сказал он.

По словам ученого, в конце ХХ века это было настолько незаметное движение, что «напоминало мышонка», но постепенно появились различные движения — «Братья мусульмане» и другие, и пошла огромная волна выступлений.

«Ислам — это и идеология, и религия. Он вырос естественным путем, как дерево. И когда я слышу, что это чья-то провокация, то американцев, то еще кого-то, это просто смешно», — сказал эксперт.

Ученый отметил, что все хотят, чтобы государство было светским, потому что в таком строе легче жить. Но и отделить религию от государства очень сложно.

Эксперт выразил мнение, что сложно будет соблюдать и нейтралитет по отношению к исламу, потому что, как было отмечено выше, он политизирован.

«Соблюдать нейтралитет можно в том случае, если это абсолютно не политизированная религия. Но когда есть партии, нейтралитет должен быть между кем и кем? Непонятно. Нужен консенсус, нужно налаживать отношения. Однако к этому нужно относиться очень осторожно, не стоит льстить исламистам, говорить: «Ах, какие вы хорошие!». Но и не надо бить их, уничтожать, говорить на каждом шагу, что они гангстеры, бандиты. Это несерьезно. А проблемы только начинаются. Ведь 30 лет по меркам истории очень мало, и нам с этим жить», — заключил ученый.

Кыргызский путь

Оценивая ситуацию в Кыргызстане, Алексей Малашенко отметил, что «в стране сложилась самая лучшая ситуация в сфере взаимоотношений ислама и государства». И это заслуга, по его мнению, религиозной политики, выработанной в стране.

Как рассказал заместитель директора Государственной комиссии по делам религий Кыргызстана Закир Чотаев, наша страна нацелена на предупреждение радикального феномена.

«В республике проводится большое количество профилактических мероприятий по улучшению взаимодействия с религиозными организациями. В стране выстраивается новая система предоставления религиозного образования, религиоведения, вводятся курсы по изучению основ религиозной культуры», — рассказал Закир Чотаев.

В 2016 году, отметил он, предмет «Основы религиозной культуры» был пилотирован в 10 школах по всей республике, в 2017-м она внедряется в 56 школах, разработаны учебники.

Как он рассказал, после принятия в 2014 году концепции в религиозной политике в стране произошли определенные сдвиги в лучшую сторону.

«Социологические исследования показывают, что многие имамы, духовенство, граждане понимают суть государственной политики. Понимают, что мы живем в светском государстве, что религиозный канон не является государственным, что религия для каждого человека — свое. Хочешь — веруй, но не забывай, что Кыргызская Республика — это светское государство», — сказал Закир Чотаев.

Враг не дремлет!

Однако, как заметил замдиректора Госкомиссии по делам религий, не стоит расслабляться.

Надо всегда иметь в виду, что не только государство работает с гражданским обществом и духовенством. Работают и оппоненты, которые в последние годы все сильней пытаются развивать свою сеть, пропагандировать деструктивную идеологию.

Закир Чотаев

По итогам международной конференции планируется принятие Бишкекской декларации.

Ее участники отметили, что «все только начинается». Они высказали надежду, что предложенная Алмазбеком Атамбаевым идея создать в Бишкеке постоянно действующую международную площадку для продолжения диалога, обмена опытом и обсуждения вопросов взаимодействия государства и религии, противодействия радикализму и экстремизму претворится в жизнь.

Популярные новости
Бизнес