Школьная реформа. 12 лет в переполненных классах без учителей и учебников

12:00, 11 апреля 2022, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД

В Кыргызстане что ни день, то новости о реформах в какой-нибудь отрасли. Очередь дошла и до школьного образования. Чиновники замахнулись на 12-летнее обучение. Родители в недоумении, учителя в шоке. Ведь предварительного общественного обсуждения грядущих изменений не было.

Новое – забытое старое

По словам министра образования и науки Алмазбека Бейшеналиева, теперь детей будут сажать за парты в возрасте шести лет, а не семи, нулевой класс будет упразднен. «Тогда ребенок не потеряет год. Мы будем соответствовать мировым стандартам», — уверен он.

Такое заявление вызвало широкий общественный резонанс. Чтобы как-то успокоить родителей учащихся, представители системы образования провели брифинг и постарались ответить на вопросы журналистов. Ничего конкретного на встрече, однако, не прозвучало.

«В этом году однозначно не перейдем. Трансформация будет проходить безболезненно и поэтапно. Так не бывает: сегодня проснулись и уже 12-летняя модель. Сейчас обсуждаем со специалистами, потом с общественностью. Во время учебного года будут проведены все подготовительные работы. Предварительно уже в следующем году будет запущена новая система», — оптимистично предполагает замминистра Надира Джусупбекова.

Перейти на 12-летку правительство Кыргызстана планировало еще в далеком 2002-м, утверждая Концепцию развития образования в КР до 2010 года.

Уже тогда страна не хотела отставать от «мировых стандартов». «Переход на 12-летнее обучение в средней школе позволит устранить перегрузку школьников за счет переноса наиболее сложных разделов физики, химии, математики и других предметов из основной школы (5-10-е классы) в старшую (11-12-е классы), а также расширить обучение иностранным языкам и компьютерной грамотности в начальной школе, ввести профилизацию на старшей ступени школьного образования», — говорилось в постановлении.

Через шесть лет лишь несколько школ на экспериментальных началах ввели профильное образование, а полноценный переход так и не состоялся. Одной из основных причин тогда называлась большая потребность в финансах, а также проблема нехватки кадров, техники, учебников и помещений для школ.

В результате другим постановлением правительства от 2012 года прежняя концепция утратила силу. Чиновники написали новую десятилетнюю стратегию, отказавшись от старых планов.

А между тем в 2019 году приняли поправки, согласно которым среднее общее образование (10-11-е классы) стало в Кыргызстане обязательным.

Если ученик не хочет продолжать учебу в школе после 9-го класса, то он обязан отучиться еще два года в профлицее. Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Если, конечно, лица, принимающие решения, снова не передумают.

Ни учебников, ни компьютеров, ни самих школ

«Чтобы к международным стандартам идти, должна быть нормальная материально-техническая база в школах. А у нас даже учебников нет, о чем можно вообще говорить?» — задаются вопросами кыргызстанцы.

На бумаге, может, все и выглядит красиво, современно, оптимистично. На деле же обстоит очень грустно. Дети продолжают учиться в старых, разваливающихся зданиях либо вынуждены с трудом добираться до ближайшей школы за три версты. В более или менее нормальных школах классы переполнены, учащиеся сидят по трое за партой. Под учебные кабинеты переделывают подсобки и внутренние туалеты.

Учебники рваные или их вовсе нет, родителям приходится их покупать. В программу ввели информатику с 5-х классов, но многие дети постигают азы компьютерной грамотности только по книгам, потому что даже старой техники нет в наличии.

Не хватает самого главного — учителей. Уже не говорю о профессионально подготовленных кадрах. Я была бы рада любому, кто пришел бы в школу и научил моего сына математике. В шестом классе дети элементарно не умеют считать, потому что предмет некому вести. А оценки в конце учебного года, я более чем уверена, в журнале появятся не только по математике, но и по другим предметам, которые никто не преподавал.

Что думают учителя?

«Заявление министра не просто стало новостью для меня, а шоком. Ведь ни общественного обсуждения, ни подготовительной работы не было. Мы еще 11-летнее образование нормально не отработали. Учебно-методический комплекс (УМК) обновляли поэтапно. Сначала для начальной школы сделали, потом взялись за среднюю. А для старших классов еще не начинали делать учебники по новым стандартам. Все это бросили, и теперь переходим на 12-летнее обучение?» — недоумевает учитель одной из государственных школ.

«Непонятно, каких детей это коснется — только 6-летних ли? Не начнется ли двойной стандарт, когда часть будет по одной программе учиться, а часть — по другой?

Посмотрите на международные исследования оценки образования. Наши результаты практически нулевые.

Есть ли у нас все необходимые условия для таких реформ? Может быть, это и хорошая задумка, но реализовывать ее нужно при хорошем планировании. Должна быть дорожная карта, общественное обсуждение (не только со стороны родителей, но и со стороны практикующих учителей) и пилотные школы хотя бы в каждой области или каждом районе. Это ведь психология ребенка, его восприимчивость», — добавил педагог.

Его коллега, учитель начальных классов в частной школе также настроена скептически: «Сегодня в школу идут в основном в 7-8 лет, шестилеток мало, хотя закон позволят. Учебники местных авторов рассчитаны на читающего и пишущего ребенка, который пришел в первый класс и уже все умеет. Хотя это глупость полнейшая. Этому должен учить учитель в школе, а не воспитатель в детском саду. Дети приходят не подготовленные, букв не знают, а ты уже должен давать им переписывать тексты. Из детских садов разные дети приходят, кто подготовлен, кто нет. Но в шесть лет они еще маленькие, им бы играть и играть».

Большинство частных школ, по ее словам, занимается по российской программе, когда в первом классе начинают именно с алфавита.

«Сначала должна быть четкая программа, а только потом изменения. Иногда складывается ощущение, что нет четкого направления, видения, по которому надо работать. Нам только добавляют или убирают часы, меняют учебники, потом снова возвращаемся к старому. Учатся в школах по разным учебникам. Программный материал в принципе сходится, но он все равно разный, госстандарт должен быть единым для всех, — отметила специалист. — ...Если дети будут учиться 12 лет, то школу будут оканчивать в 18-19 лет. У нас и сегодня беременные школьницы не редкость. Что потом будет? Начнут вечерние школы для молодых родителей открывать?»

В общем вопросов пока больше, чем ответов.

Пока родители, чьи дети посещали нулевой класс (те, кто не имел доступа к детсадам), особой разницы не видят. Ведь их дети и так будут учиться 12 лет. Но какой смысл остальным просто сидеть в таких унылых условиях и терять время? Тем более нагрузку намерены в очередной раз сократить. Зачем оставшееся растягивать еще на год? Откуда появятся новые учителя (которых не заманить в школу даже обещанным повышением зарплат), новые учебники, дополнительные помещения?

При этом в Минобразования уверены: переход на 12-летнее образование не потребует дополнительных средств. Или чиновники недопонимают, или мы чего-то не знаем. Одно при таком раскладе ясно точно: улучшений условий и качества образования в ближайшее время можно не ждать.