23:56
0
USD 67.94
EUR 83.42
RUB 1.20

Где работать философу?

В Кыргызстане в 90-е годы на фоне развала промышленных предприятий и сокращения числа рабочих резко выросло количество вузов. И студентов в стране стало видимо-невидимо. Пять лет они «грызут гранит науки», а потом в отсутствие прежней системы распределения отправляются искать работу. И если технологи, бухгалтера, врачи и учителя востребованы в нашей стране, то куда пойдут обладатели некоторых редких и новейших специальностей - большой вопрос. Речь идет о философах, политологах, государственных и муниципальных служащих, религиоведах, регионоведах, которых год от года в республике становится все больше в отличие от рабочих мест для них.

Политически подкованные безработные

Согласно данным Нацстаткома, численность постоянного населения Кыргызстана в 2015 году составляет 5,9 миллиона человек. На всех жителей, как сообщает Министерство образования, имеется более 50 высших учебных заведений, которые ежегодно выпускают около 40 тысяч специалистов. Судя по этим цифрам, кыргызстанцы - довольно образованный народ.

Только в Кыргызском национальном университете им. Ж.Баласагына учится более 530 студентов по направлениям государственная служба, политология, философия, религиоведение.

Готовят «политически подкованных» и «философски мыслящих» специалистов и другие вузы - БГУ, КРСУ, ОшГу. Обучение этим специальностям идет в основном на контрактной основе. За счет бюджета государство дает добро познавать науку в этом направлении 115 студентам.

При этом в республике ежегодно регистрируются в качестве безработных 6,5 тысячи человек с высшим образованием, что составляет 0,002 процента от экономически активного населения. Весьма неплохие показатели. Однако получается, что вузы страны ежегодно выпускают 6,5 тысячи потенциальных безработных.

Когда количество не переходит в качество

Проректор КНУ по научной работе Нурмамат Эсенгулов, считает, что в первые годы независимости республики открытие многочисленных вузов и обучение новым специальностям было правильной политикой государства.

«По данным милиции, один процент безработицы в стране дает 8 процентов преступности. И чтобы в 1990-е занять безработную молодежь и уберечь ее от криминала, государство в свое время дало карт-бланш на массовое открытие университетов, институтов, колледжей, которые в отличие от колхозов и совхозов сумели приспособиться к условиям рыночной экономики», - говорит Нурмамат Эсенгулов.

По мнению ученого, получение хоть какого-то образования, несомненно, лучше, чем его отсутствие.

«Молодой человек из села, поступивший в вуз, пять лет будет худо-бедно, но учиться, пребывать в хорошей компании, в результате повысится его уровень образованности и сознания, к тому же учится он за свой счет, не требует от государства, чтобы его устроили на работу. Что в этом плохого?»  - рассуждает ученый.

По его словам, политологи, философы, госслужащие вполне могут найти свои ниши в обществе. Проблема заключается не в том, что специалистов готовят относительно много, а в качестве их подготовки.

Рынок нас рассудит?

«Обучение на факультете государственной и муниципальной службы должно носить прикладной характер, студентам должны преподавать узкие специалисты, такие как строители, транспортники, юристы, аграрии и так далее, только в таком случае они будут адаптированы для работы в государственных органах власти. Что касается регионоведов, то они должны изучать языки народов региона, что позволит им делать глубокий анализ ситуации в соседних странах. А без знания языка как они могут изучать регион?» - говорит проректор университета Нурмамат Эсенгулов.

По его словам, закрытие учебных заведений или сокращение обучения каким-то специальностям - это метод, оставшийся от социалистического строя, а в современных условиях должна быть здоровая конкуренция, рынок сам отберет востребованные профессии.

Убить двух зайцев

Как рассказал начальник Управления профессионального образования Министерства образования и науки КР Догдурбек Чонтоев, в свое время, когда ввели контрактное обучение, вузы «погнались» за количеством учащихся и процесс отбора профессий был пущен на самотек.

Теперь же, по словам чиновника, государство определило приоритеты в подготовке специалистов: упор делается на обучение кадров для горнорудной промышленности, энергетики, сельского хозяйства, туризма и так далее.

Догдурбек Чонтоев отметил, что сегодня политика государства направлена на отбор молодежи, которые действительно стремятся к знаниям, а не наличию диплома.

«В этом году нижний порог для прохождения общереспубликанского тестирования мы установили на уровне 110 баллов, и из 54 тысячи подавших заявки абитуриентов, прошли только 18 тысяч», - информирует чиновник.

Образно говоря, это позволило «одним выстрелом убить двух зайцев»: отобрать абитуриентов с хорошими знаниями, а тех, кто провалил тест, отправить в профессионально-технические лицеи, что позволит решить проблему дефицита рабочих кадров.

«Через пару лет будет готов качественный рейтинг вузов и люди начнут более тщательно, обдуманно подходить к выбору будущей профессии», - говорит о политике улучшения качества учебных заведений Догдурбек Чонтоев.

Ориентиры

По словам независимого эксперта Максата Искакова, у каждого молодого человека должен быть выбор, на кого учиться. «Если есть спрос на философов, политологов, почему высшие учебные заведения не должны их готовить?» - говорит эксперт.

По его мнению, проблема заключается не в вузах и государстве, которое, как считают некоторые граждане, не разрабатывает кадровую политику, а в национальном менталитете.

«У нас многое решают родители, для которых главным являются не столько знания, сколько наличие диплома. Нужно еще в школе ориентировать молодежь в выборе будущей профессии. После окончания 11-го класса выпускник должен иметь ясное представление, кем он хочет быть и на кого пойдет учиться, - говорит Максат Искаков. - Диплом стал своеобразным пропуском на работу, где важнее отметка об образовании, нежели реальные знания и навыки». «На Западе важнее знания и опыт, чем документ, подтверждающий получение высшего образования, и мы тоже к этому идем», - считает Максат Искаков.

Сам-то как думаешь?

Мнения студентов по этому вопросу разные. Например, студент 3-го курса КНУ по направлению «государственная и муниципальная служба» Адил Белеков доволен выбранной профессией.

«На факультет государственной службы поступал осознанно, для меня интересно решать проблемы местного значения, - говорит он. - После окончания хочу работать в районной администрации или мэрии».

А вот бывший уже студент КНУ Алишер Ниязов, отучившись первый семестр, решил поступать в другой вуз. «Это родители хотели, чтобы я поступил на факультет госслужбы, но после первого семестра понял, что нужные мне знания не получу и решил изучать бизнес», - рассказал он.  

А сверху видно все

В апреле 2014 года президент Алмазбек Атамбаев поднял вопрос перекоса в подготовке специалистов. Он отмечал, что «интересы будущего требуют кардинального изменения государственной политики в области образования, которая должна быть нацелена на обеспечение действительно качественной подготовки специалистов, объективно необходимых стране».

Таким образом, можно констатировать, что в Кыргызстане на самом высоком уровне признана необходимость переходить к качеству. При этом эксперты придерживаются мнения, что у молодежи должен оставаться выбор, и нужно следовать законам экономики: если есть спрос, то должно быть и предложение.

Пока же в стране каждый профессионал своего дела на вес золота. Так стоит ли при таком кадровом дефиците в стране с населением в 6 миллионов человек предлагать молодежи те профессии, по которым подавляющее большинство не будет работать?

Популярные новости
Бизнес