01:11
USD 87.70
EUR 95.05
RUB 0.99

Бишкек окольцованный. Какие новшества ждут пассажиров общественного транспорта

В Бишкеке автобусы постепенно вытесняют с центральных улиц маршрутки. Есть шансы, что мечты пассажиров о комфортных поездках на общественном транспорте скоро станут явью. В мэрии над решением проблемы работают. Есть предложения и идеи, чтобы общественный транспорт стал на самом деле удобным, доступным и быстрым.

О планах муниципалитета 24.kg рассказал вице-мэр Максатбек Сазыкулов.

— Сколько сегодня автобусов перевозит горожан и гостей столицы?

— В Бишкек уже прибыло 574 новых автобуса: 450 из купленных в Китае за счет средств республиканского бюджета и 124 приобретенных по проекту ЕБРР. В итоге у нас сейчас около 800 автобусов. На линии ежедневно выходит более 470. Остальные еще проходят растаможку, получают госномера. Скоро будем выпускать их на маршруты.

Мы продолжаем нашу политику обеспечения горожан комфортным и экологически чистым общественным транспортом. Маршрутные линии постепенно убираем и запускам автобусные.

Максатбек Сазыкулов

— Вы проводите анализ, хватает ли автобусов на маршруте или нет, докидываете дополнительные единицы или же делаете упор на открытие новых маршрутов?

— При открытии линий мы закладываем плановый выход от 12 до 18 автобусов. Потом анализируем — в салоны сажаем контролеров из числа сотрудников департамента транспорта, которые высчитывают пассажиропоток. Смотрят наполняемость — автобус не должен быть переполнен. Если такие факты отмечаются, добавляем два-три-четыре автобуса на линию, чтобы наши пассажиры не ездили как шпроты в масле.

Отмечу, что сейчас идет становление системы общественного транспорта. Я не могу сказать, что мы завтра исправим ситуацию. Но постепенно это сделаем. В августе в Бишкеке было 130 автобусов и 120 троллейбусов, а сегодня — более 570.

— Как вы решаете, на какой линии заменить маршрутки автобусами?

— Прежде всего мы хотим охватить центр города, потому что там самый большой пассажиропоток. Наши крупные узловые улицы — проспекты Жибек Жолу, Чуй, Киевская, Байтика Баатыра/Абдрахманова, 7 Апреля, Южная магистраль.

— Вы сказали, что на новых маршрутах работают контролеры, которые считают пассажиров. Но ранее на комиссии БГК говорили, что во всех автобусах внедрена система, которая ведет подсчет, помогает контролировать денежные потоки. Зачем тогда еще и человека сажать?

— У аппаратов есть доля погрешности, указанная заводом. Сейчас мы их пилотируем, сверяем данные с предоставленными контролерами. Если погрешность будет превышать заявленную, сможем попросить завод перенастроить оборудование.

Кроме того, контролер смотрит и за поведением водителей: говорит ли по телефону, закурил, есть ли нарушения и так далее. Также это дублируется через камеры видеонаблюдения. Их в салоне пять. Одна из них направлена на водителя.

— То есть это просто счетчики или все же информация с них поступает в какую-то систему, которая позволяет анализировать данные по пассажиропотоку, когда больше людей ездит, по каким маршрутам?

— Во всех троллейбусах и автобусах установлены трекеры. Они привязаны к нашему приложению «Мой город», где пассажиры могут в режиме реального времени видеть местонахождение того или иного автобуса или троллейбуса. Такую же информацию получают и специалисты отдела мониторинга департамента транспорта.

Мы нацелены на организацию ситуационного центра. Активно над этим работаем. Надеюсь, скоро будут какие-то его очертания, определены сроки строительства.

— Что такое ситуационный центр?

— Будет единый центр — база, которая будет контролировать, мониторить все муниципальные услуги: это и транспорт, и «Тазалык», и «Бишкекводоканал», и другие. Мини-система уже работает в БПАТП. Например, если водитель не соблюдает график, отстает или, наоборот, спешит, это отображается в базе. Водитель тоже может видеть у себя на мониторе и реагировать. Но пока система тестируется, мы не вышли на финишную прямую, работа продолжается.

— На комиссии БГК вы сказали, что все маршруты пересмотрите. Как это будете делать? Опять кто-то будет делать это вручную или уже при помощи электронной системы? Когда это произойдет?

— Ранее схемы делали вручную. Сидел специалист, который рисовал их по старой советской практике. В будущем это автоматизируем. Сейчас с помощью ЕБРР наняли международных экспертов и два месяца активно работаем. Надеюсь, скоро наши специалисты применят какие-то формулы, которые есть в международной практике, чтобы сделать оптимальной нашу систему общественного транспорта.

Сейчас мы исходим от того, что считаем число людей, проживающих в том или ином квартале, жилмассивах, а потом примерно высчитываем маршрут: сколько людей ездит, куда, сколько надо единиц транспорта и так далее. Но, повторюсь, той практики, что на каждую улицу или в каждый переулок будет заезжать автобус или маршрутка, уже не будет.

Мы просто перейдем на режим трафиков. К примеру, планируем окольцевать Бишкек большим автотранспортом, а внутри будет еще несколько мелких колец, которые обеспечат и перпендикулярное передвижение.

Максатбек Сазыкулов

В будущем уехать, например, из 12-го микрорайона в «Мурас-Ордо» на одном автобусе не получится. Но люди будут знать, что надо доехать до кольцевой и там пересесть.

— Будет что-то похожее на схему московского метро, где есть кольцевая линия, которую пересекают другие?

— Наверное, можно привести в пример эту схему. В городах с большим населением широко применяется практика кольцевания дорог.

Кроме того, будем избавляться от дублирующих маршрутов. К сожалению, сегодня есть немало таких, где отличия небольшие. Так не должно быть. Мы хотим, чтобы была оптимальная система общественного транспорта.

— Когда все-таки планируете пересмотреть маршруты?

— Это не коснется троллейбусов, так как поменять их маршруты невозможно по объективным причинам.

Что касается других линий, все будем делать постепенно. Но к приезду еще 500 автобусов и 120 электробусов весной 2024 года будет готовая модель системы общественного транспорта. К этому моменту планируем установить автоматическую систему управления дорожным движением (АСУДД). Процесс уже пошел.

Подписали контракт с российской компанией. Она обещает в течение двух-трех месяцев запустить систему, после чего мы ее будем тестировать. На пилотном этапе планируем охватить Южную магистраль, улицу Байтика Баатыра, проспект Чуй, а далее все крупные улицы.

— А что с проектом выделенных полос? Есть какой-то уже анализ? Будете продолжать?

— По проекту есть положительный результат. Многие горожане стали отмечать, что на общественном транспорте проще и быстрее доехать до центра города, чем на машине. К тому же не надо искать парковку. Народ ощутил пользу от выделенных полос, и мы эту работу в следующем году продолжим.

— Много автобусов и троллейбусов — это, конечно, хорошо. Но они уже не помещаются на остановках, если подъезжает несколько штук. На дорогах им бывает сложно разъехаться. А скоро количество транспорта увеличится как минимум втрое. Как-то эту проблему думаете решать?

— На одну остановку сразу четыре-пять автобусов не должны заезжать. Это происходит потому, что из-за пробок нарушается график движения общественного транспорта. Только на выделенной полосе наши автобусы чувствуют себя более-менее комфортно и вписываются в график. На остальных улицах, особенно в часы пик, интервал движения доходит до 20-30 минут. Думаю, после внедрения АСУДД, системы управления в БПАТП, ситуация улучшится.

Еще один момент, над которым работаем, — поведение водителей. Не все доезжают до конца остановки, останавливаются вначале и не дают проехать другим.

Популярные новости
Бизнес