Некоторым учителям начислили более 50 тысяч сомов. Но в сентябре станет меньше

10:00, 30 апреля 2022, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД

В Кыргызстане учителя в школах начали получать повышенную с 1 апреля 2022 года зарплату. Некоторым педагогам начислили более 50 тысяч сомов. Но специалисты особо не радуются: с нового учебного года максимально разрешенная нагрузка уменьшится, а соответственно, и доход преподавателей.

В приоритете началка, физика и математика

Чиновники заявили, что зарплату учителям впервые повысили на 80 процентов. Начисление, по их словам, стало простым и понятным каждому. Если раньше платили за часы, то теперь снова вернулись к ставочной системе, которая была до 2011 года.
Основанием для расчетов взят прожиточный минимум — 7 тысяч 40 сомов. К этой сумме доплачивают за педстаж, проверку тетрадей (но не всем) и классное руководство.

Учителя начальных классов, а также математики, физики, химии, информатики и биологии получают на 20 процентов больше других.

Часть педагогов пока не разобралась в деталях повышения, но в целом, по их словам, приятно получать больше.

«Если я раньше получала на руки 19 тысяч сомов, то вчера получила 30 тысяч. Я довольна. Для сельской местности, считаю, это нормальная зарплата. Плюс нужно понимать, что чем больше получаешь, тем больше высчитывают на налоги и отчисления в Соцфонд», — поделилась своим мнением с 24.kg учитель физики одной из школ в Чуйской области с 15-летним стажем. Нагрузка у нее максимально разрешенная — 38 часов в неделю, приходится вести замену из-за нехватки кадров.

При этом педагог не разделяет оптимизма Минобразования по поводу сокращения дефицита кадров: «Главный минус нашей молодежи — им надо все и сразу, побольше денег, поменьше работы. Без стажа зарплата у молодых специалистов будет меньше».

Раньше, кстати, специалисты с образованием высшим, но не педагогическим получали намного меньше. В Минобразования заверяют, что этого ограничения теперь нет, но нужно пройти курсы переквалификации.

То ли 100 процентов, то ли 50 процентов

Учитель английского языка средней школы № 7 Тюпского района Айдай Усупбаева, имея 12 лет стажа и 20-часовую недельную нагрузку, впечатлена ростом оплаты своего труда.

«Если я раньше получала 12,5 тысячи сомов, то теперь получила на руки 24,5 тысячи сомов. Говорили, что на 80 процентов повысят, а кажется, на все 100 подняли, — сказала она. — В этом году нам добавили за сельскую местность и за проверку тетрадей».

Учитель русского языка со стажем работы более 20 лет при нагрузке 31 час, напротив, считает, что повысили зарплату только на 50 процентов. «Если раньше зарплата была 22 тысячи сомов, то сейчас на руки выходит 31 тысяча. Как раз и получается 50 процентов», — подсчитала педагог одной из столичных школ.

Самая большая зарплата, о которой нам рассказали, — у учителей кыргызского языка в начальной школе. Имея хороший стаж, высшее образование, максимальную нагрузку в 30 часов в неделю, а также учитывая 15-процентную доплату за преподавание госязыка, им начислено более 50 тысяч сомов. Минус налоги, на руки останется около 40 тысяч сомов.

Кстати, доплата за классное руководство составляет 1,4 тысячи сомов, за проверку тетрадей — 2,7 тысячи.

При этом за классное руководство доплачивают теперь только в одном классе, даже если работают учителя в двух. Раньше за руководство в одном классе платили 780 сомов, за два — 1,5 тысячи. Педагоги согласны: вести сразу два класса очень сложно, но что делать, если нет свободных учителей? Освободят ли их теперь от этой обязанности? Тогда не останутся ли без присмотра дети? Или дадут, как обычно, два класса, а платить будут только за один?

Что будет в сентябре?

Согласно постановлению, нагрузка учителей сохраняется до начала нового, 2022/23 учебного года.
С сентября максимальная нагрузка учителя не должна превышать 24 часа в неделю в младших классах и 27 часов в среднем и старшем звене.

До 2011 года у учителей уже была ставочная система. Но тогда разрешали вести две ставки (до 36 часов включительно).

«Получается, в апреле-мае учителя получат хорошую зарплату, а в сентябре вступят ограничения по нагрузке, и по факту каждый учитель потеряет от нынешней зарплаты в среднем 5-6 тысяч сомов, — подсчитал один из завучей столичной школы. — С одной стороны, это хорошо, когда пять уроков в день при пятидневке и четыре при шестидневке. Но мало удовольствия приехать на работу и рано отвести занятия, тогда учителя начнут искать подработку, бегать между разными образовательными учреждениями. Это приведет только к снижению качества образования, но не к повышению».

«Если смотреть на тарификацию, то повышение зарплаты в среднем на 50-60 процентов, но никак не на 80, — добавил он. — У многих срезали за проверку тетрадей. У всех убрали за подготовку к урокам, плюс разрешили вести только одно классное руководство. Кроме того, раз в квартал учителя, даже среднестатистические, которые звезд с неба не хватали, получали в среднем около 5 тысяч сомов за коэффициент трудового участия. Теперь стимулирующий фонд убрали. Из расчета на каждый месяц выходило по 1,5-2 тысячи сомов в плюс к зарплате».

Завуч школы видит и другие вопросы в новой системе оплаты труда.

«Часы, которые ты ведешь в пределах ставки, оплачиваются больше, а то, что сверху — меньше. Проверка тетрадей оплачивается только избранным (учителям математики, русского, кыргызского и английского). Выходит, что учителя физики и химии ничего не проверяют, задачи дети не решают, лабораторные и контрольные не сдают? И тут речь даже не про справедливость. Как администратор, я понимаю, что с 1 сентября учителя по другим предметам вообще перестанут проверять тетради, а скажут, что им за это не платят», — опасается он.

В Минобразования же ждут, что после повышения зарплаты учителя добросовестно будут выполнять все свои функциональные обязанности.

«Но почему тогда проверка тетрадей не входит в функциональные обязанности учителя математики, а учителю физики это должно входить? Пусть либо никому не доплачивают, либо всем в зависимости от нагрузки. Или почему классы по кыргызскому и английскому делят на подгруппы, а по русскому нет? Хотя русский язык уже давно для многих не родной, а кыргызский наоборот. И при этом за преподавание госязыка доплачивают 15 процентов. Значит, и работать они должны лучше, больше и качественнее», — считают педагоги.

По Трудовому кодексу КР, кстати, не допускается неравная оплата за равный труд.

Как заставить учителя качественно выполнять свою работу?

Эксперты считают, что повышать зарплату просто так, не ориентируясь на повышение качества предоставления услуг, неправильно. Но и как спрашивать с учителей, если за 30 лет Минобразования не разработало типовую должностную инструкцию учителя?

«Абсолютно непонятно, чем должен заниматься учитель. Когда мы разрабатываем функционал внутри школы — это одно, это локальный акт, а когда его разрабатывает Минобразования совместно с профсоюзной организацией, то это создает систему на уровне страны, единую для Нарына, Бишкека или Оша. Но этим вопросом не занимаются, поэтому каждый работает как хочет, — посетовал завуч одной из школ. — Хотя должны быть даны методические рекомендации учителю на весь год по всем вопросам, включая воспитательную работу и проверку тетрадей.

«Также должна быть создана национальная система оценки качества. Нужно вводить независимое тестирование детей при переводных экзаменах по итогам года. И если качество знаний ниже установленного порога, тогда должны наказывать учителей, и не детей, вот тогда все будут знать языки и другие предметы, и учителя начнут хорошо работать», — уверены эксперты.