16:39, 08 июля 2019, Бишкек - 24.kg , Мария ОРЛОВА
Лето в разгаре. Самое время начать ремонтировать дороги, пока позволяют погода и значительно сократившийся автотрафик. Тем более что по второй фазе проекта «Развитие улично-дорожной сети Бишкека» мэрия столицы запланировала обновить 60 улиц. Но работы еще не начаты. Почему задерживается реализация проекта и что будет с многострадальной Душанбинкой (улицей Токтоналиева), 24.kg рассказал вице-мэр города Уланбек Азыгалиев.
— Уланбек Шайлообекович, сначала о первой фазе. Несколько улиц остались незавершенными. Что с ними будет?
— Первая фаза предусматривала ремонт 49 дорог общей протяженностью . Сумма грантовых средств была 478 миллионов юаней (около 4 миллиардов 780 миллионов сомов). На конец декабря 2018 года подрядчик — компания «Чайна Роуд» — завершил работу на 45 улицах, это .
Осталось четыре: Торекула Айтматова, Каралаева/Куттубаева, Токтоналиева и Льва Толстого (эстакадный мост).
По первым двум у нас идут судебные процессы.
На улице Айтматова на отрезке между Салиевой и Фрунзе находится нежилое помещение, раньше в нем был пункт приема стеклотары. Мы сначала думали обогнуть его, но тогда бы дорога пошла в сторону частного сектора. Поэтому обратились в суд, чтобы снести часть строения, вели переговоры с владельцем. Думаю, в ближайшее время этот вопрос решим.
На улице Каралаева работы остановились на пересечении с Куттубаева. Здесь земельный участок был передан в аренду под гостевую автостоянку. Срок истекает в 2020-м. На нем хотят построить дом. Мы обратились в суд, однако он до сих пор не может принять решение. Продолжение дороги — это в интересах города. Она выходит на Южную магистраль. Но пока решения нет, сдвинуться не можем. Нам осталось на этом участке сделать 200-. Поскольку первая фаза уже завершена, то на этих улицах оставшиеся участки будем ремонтировать уже за счет городского бюджета.
Улица Токтоналиева по плану должна была связать Южную магистраль и Кулатова. Ее ремонт завершен до Медерова. Построен мост. Далее проектом предусматривалось расширение ее продолжения — улицы Каракульской — за счет территории Ботанического сада.
Но общественность, сотрудники Ботсада выступили против, депутаты ЖК поднимали вопрос. Ботанический сад относится к особо охраняемым территориям. В связи с этим мы не смогли продолжить работу. У нас было несколько решений. Однако, так как первая фаза завершилась, а мы не выполнили свои обязанности по обеспечению фронта работы, китайская компания должна уйти. Мы попросили довести до логического завершения мост.
Сделаем развязку на Медерова, а дальше уже придется решать вопрос за счет местного бюджета.
Рассматриваем вариант сделать Каракульскую и параллельную ей Оренбургскую односторонними. Однако вторая улица очень узкая — всего . В этом случае на ней не получится сделать тротуар.
— Получается, можете не успеть?
— Да, есть такая опасность. Китайская сторона тоже не может затягивать проект. На встрече сказали, что если до 1 сентября перенос теплосети не закончат, то они будут вынуждены завершить работу.
В этом случае мы вряд ли сможем закончить строительство моста и дороги за счет местного бюджета.
— По остальным дорогам было много замечаний и претензий к качеству. В муниципалитете даже комиссию создавали. Итоги подведены?
— Горожане и депутаты БГК предлагали создать черный список недобросовестных подрядчиков, поставляющих бордюры, брусчатку, которые рассыпаются через полгода. Создали?
— Мы выезжали на заводы, смотрели, в каких условиях изготавливают материалы. По второй фазе к вопросу качества будем подходить тщательнее, выбирать только предприятия, имеющие аккредитацию, сертификаты на строительные материалы и конструкции, которые будут давать подтверждение качества своей продукции.
— А когда начнете ремонт по второй фазе? Уже середина лета практически.
— По второй фазе проекта проведена большая работа. Протокол по ее реализации подписан 13 июня во время саммита глав государств ШОС.
Мы подготовили и согласовали проектно-сметную документацию, список улиц, с которых начнем... Сейчас ждем от китайской стороны перечень компаний-подрядчиков.
По условиям контракта они сначала проводят внутренний конкурс среди своих фирм, потом мы отбираем одну.
Я недавно встречался с представителем посольства КНР, просил, чтобы они ускорили отбор. Думаю, что ориентировочно в начале августа начнем работу.
— С каких улиц начнете?
— С тех, по которым нет вопросов о сносе зеленых насаждений, построек. Отобрали в каждом районе. В Октябрьском — 8 улиц, в Первомайском — 9, в Свердловском — 6, в Ленинском — 15.
— А помимо китайского гранта, в городе тоже идет ремонт?
— Да, из местного бюджета выделены средства Бишкекасфальтсервису. К отбору улиц подошли комплексно. Сначала жители обращались письменно в МТУ, они готовили списки первоочередных улиц, подлежащих ремонту, и передавали их в акимиаты. Последние формировали перечни и передавали в муниципалитет.
— Сколько времени прослужат новые дороги столице? Какую гарантию дает китайская сторона?
— Гарантийный срок составляет два года. Кроме того, китайская компания дает еще срок на обслуживание.
При условии, что все работы сделаны качественно, новые дороги с асфальтовым покрытием должны прослужить пять лет, с щебеночно-мастичным — около десяти.
— Если только в августе начнутся работы, а сделать надо будет много и быстро, опять полгорода перекрытым будет?
— В этом году планируем отремонтировать 38 участков. Чтобы избежать транспортного коллапса, как это было в прошлые годы, попросили районные администрации совместно с ГУОБДД разработать карты. В каждом районе думаем перекрывать по одной-две улицы, но чтобы при этом оставались альтернативные проезды.