15:03
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97

Патриотов нет. Все ушли на выборы

Жогорку Кенеш вновь поставил под угрозу экономическую безопасность страны.

Выборная кампания, стартовавшая с первыми сентябрьскими днями, практически парализовала работу законодательной ветви власти. Парламент республики, считающийся и называемый его же многочисленными представителями главным руководящим органом в стране, погрузился в спячку. Почти сотня из 120 депутатов баллотируются в Жогорку Кенеш и, бросив основную работу, занимаются агитацией.

Экономический омут

С двух попыток собрать необходимое число народных избранников вместе не удалось, и парламент решил отказаться от пленарных заседаний, дипломатично разрешив кандидатам-депутатам «работать с избирателями». При этом, что неудивительно, законодателей обещали не лишать зарплаты. Если, конечно, им еще будет чем платить, поскольку бюджет вновь трещит по швам.

Пока парламентарии планируют политическое будущее в новом формате, реальность такова: евразийский интеграционный проект, на который власти сделали главную ставку, пробуксовывает, дополнительных вливаний в казну все еще нет, а существующие источники пополнения бюджета медленно, но верно хиреют. Новых же производств в стране по-прежнему практически нет. Реальный сектор экономики все больше становится виртуальным.

С реэкспортом дела плохи, и поток резервной валюты в страну значительно сократился, что не могло не сказаться на состоянии сома, грозящего побить собственные антирекорды и добраться до отметки в 70 сомов за $1. Почву под волютой подмывает и паника на рынках стратегических партнеров. Рубль дешевеет вместе с нефтью, «просел» тенге. Китайские власти девальвировали юань. Нацбанк Кыргызстана все еще пытается поддержать сом интервенциями на рынке, однако запасы небезграничны, тем более что регулятор с начала года вложил в национальную валюту около $170 миллионов. То есть почти на столько же снизились золотовалютные резервы страны.

Еще совсем недавно предполагалось, что ситуация стабилизируется, а затем улучшится за счет поставок сельскохозяйственной продукции в страны ЕАЭС. Казалось бы, для этого есть все условия: Россия ведет санкционную войну и стремится заполнить свой рынок продовольствием собственного производства или поставленным из стран Евразийского союза, а потребители в Казахстане, в свою очередь, давно сделали выбор в пользу экологически чистой продукции из Кыргызстана. Опять же, президенты двух стран не так давно с большой помпой открывали границу. Но…

Вопрос о снятии ветеринарного контроля – главной препоны на пути отечественных товаров в ЕАЭС - не только не снят, но и обостряется. Казахстан, вопреки ожиданиям, препятствует открытию внутреннего рынка, поэтому сельское хозяйство Кыргызстана, которое местные политические круги обещали сделать едва ли не флагманом экономики, пока не стало основной экспортообразующей отраслью.

Понятно, что депутатов-кандидатов государство без зарплаты не оставит: «голодная» элита страшнее супостата. Окладами, пусть и непомерно большими по меркам республики, ее аппетиты, конечно, не удовлетворить, однако раздражать ее накануне выборов никому не хочется. Но правительству, на которое возложена во многом непосильная в существующих условиях задача, еще необходимо изыскивать средства на растущие социальные выплаты. Учителям президент с премьером обещали поднять зарплату, медикам пророчат материальную поддержку. Где ж денег взять?

Теряя последнее

Экономику Кыргызстана пока поддерживает многострадальный «Кумтор». Несмотря на вредительскую политику того же парламента и громкие антиинвестиционные кампании отдельных партий, рудник остается, пожалуй, единственным реальным источником крупных поступлений в бюджет. Но, возможно, служить стране ему осталось недолго, и это, увы, также связано с выборами. А точнее, отказом депутатов проводить пленарные заседания.

Перед летними каникулами парламент отложил на осень утверждение важного законопроекта – поправок в Водный кодекс. Последние необходимы, чтобы обеспечить бесперебойную работу «Кумтора» и освоение других перспективных месторождений, расположенных вблизи ледников. Впрочем, как и следовало ожидать, для депутатов агитационная кампания оказалась важнее экономики. В итоге вопрос поправок завис. Следующий созыв парламента, как пить дать, в первую очередь займется решением политических задач, формированием коалиции и дележом портфелей. Но к тому времени может оказаться, что делить-то уже нечего.

Без изменения норм Водного кодекса золотодобытчики, ограниченные правилами отечественного законодательства, не могут получить одобрение специального плана горных работ. Иными словами, без резолюции Госагентства охраны окружающей среды нельзя будет добывать руду, что приведет к остановке производства на «Кумторе» и катастрофическим последствиям – как для рудника, так и для экономики страны.

Немногим ранее правительству Темира Сариева, казалось бы, удалось вывести обсуждение судьбы «Кумтора» из политической плоскости. Премьер признал, что вопрос об освоении месторождения относится исключительно к экономической сфере. Однако стараниями законодателей, увы, все вернулось к политике. А уж ее кульбиты в Кыргызстане могут удивить любого.

Кстати, некогда парламент и подконтрольное ему правительство издали распоряжения о бесперебойной работе рудника «Кумтор» как стратегически важного объекта. Неодобрение плана горных работ госагентством, на первый взгляд, можно расценивать как невыполнение поручений высших инстанций. Поэтому не исключено, что следующий созыв Жогорку Кенеша так и сделает, привычно возложив ответственность на людей подневольных – чиновников, играющих по установленным законодателями правилам.

Хотя, по большому счету, спросить следовало бы с действующего созыва. Но кто же спросит с кандидатов? Они ведь ушли на выборы…

Популярные новости
Бизнес