История «Мобильника» и QIWI. Учредители спорят, абоненты остаются без денег

12:30, 09 марта 2019, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА

Пока учредители компаний «Мобильник» и QIWI решают, кто из них у кого забрал деньги, страдают простые кыргызстанцы. Но что еще хуже, подрывается доверие ко всей системе платежных операторов.

История «Мобильника»

Все началось в конце января 2019 года. Потребители стали жаловаться, что проведенные через систему «Мобильник» платежи за коммунальные услуги не проходят. Позже ОАО «Северэлектро» сообщило, что с 1 февраля 2019-го компания отключает услугу платежей для ОсОО «Мобильник». Связали это именно с нестабильной работой по приему online-платежей.

Тогда еще никто не представлял, каких масштабов достигнет технический сбой в «Мобильнике».

В течение буквально пары дней от услуг «Мобильника» отказались все энергокомпании, «Бишкектеплосеть», «Газпром» и сотовые операторы. В это же время Национальный банк стал проводить в компании инспекционную проверку. А 4 февраля банк «Бай Тушум», где хранятся все средства «Мобильника», приостановил обналичивание средств со счетов. А 5 февраля НБ КР выдал «Мобильнику» предписание прекратить прием платежей и расчетов за товары и услуги в пользу третьих лиц.

Итогом проблем с «Мобильником» стало временное приостановление его лицензий с 21 февраля 2019 года.

На сегодня лицензии ОсОО «Мобильник» приостановлены на неопределенный срок. Все будет зависеть от того, как компания выполнит свои обязательства.

Эффект дежавю

Не успели кыргызстанцы отойти от шока после истории с «Мобильником», как грянула новость: расчетные счета платежной системы QIWI арестованы. Оказалось, что сделано это по решению суда. Но эффект в итоге тот же — проблемы с прохождением платежей.

С 1 марта 2019 года Национальный банк запретил платежному оператору QIWI проводить операции по приему платежей и расчетов за товары и услуги в пользу третьих лиц.

Регулятор свои действия объяснил тем, что возникли риски нарушения бесперебойного функционирования платежной системы. Кроме того, решение принято во избежание роста обязательств ОсОО «Объединенная система моментальных платежей» (ОсОО «ОСМП», платежная система QIWI), обеспечения своевременного осуществления расчетов с поставщиками товаров/услуг в рамках деятельности по приему платежей от потребителей услуг, а также в целях защиты прав потребителей Национальным банком предписано ОсОО «ОСМП» приостановить прием платежей.

В QIWI сейчас, как и в «Мобильнике», проводится проверка НБ КР.

Лицензию компании не приостанавливали. Но у клиентов трех коммерческих банков возникли проблемы с оплатой услуг в онлайн-режиме из-за того, что они пользовались услугами ОсОО «ОСМП».

В акционерах согласья нет

Сама история старейших в стране платежных операторов началась чуть больше полугода назад — в июне 2018-го. Тогда стало известно о том, что часть акций «Мобильника» и QIWI у Адилета Боотаева купила казахская компания «АреаPlusDMCC».

Всего несколько месяцев назад бывшие и новые владельцы говорили о грандиозных планах выхода на рынок Центральной Азии, а сегодня подают друг на друга в суд.

Юридически «Мобильник» и QIWI — разные системы. Но на сегодня ими владеют одни и те же люди, которые обвиняют друг друга в рейдерстве и незаконном выводе средств.

Основатель компаний Адилет Боотаев утверждает, что казахский инвестор подставил его, выводит деньги из банков в Дубай и не платит дивиденды.

А «АреаPlusDMCC» утверждает ровно противоположное. В компании уверены, что Адилет Боотаев со своим окружением вывели средства из «Мобильника» и QIWI, за счет которых создали новые платежные организации и переманили туда своих сотрудников.

Результатом разборок учредителей «Мобильника» и QIWI стали заявление в Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями, которая сейчас проводит по делу досудебную проверку.

«На ситуацию в ОсОО «Мобильник», связанную с завершением расчетов, оказывает влияние продолжающийся конфликт между его учредителями», — заключили в Нацбанке.

Проблемы с двумя платежными операторами уже давно вышли за уровень споров двух хозяйствующих субъектов. Перебои в их работе показали, что в системе есть «черные дыры», пустые места, которые не поддаются контролю. И теперь работать на этом рынке станет гораздо сложнее.

«Ситуация с ОсОО «Мобильник» показала, что контроль и установленные защитные механизмы по гарантированию платежей в пользу третьих лиц недостаточно жесткие. Нацбанк решил их пересмотреть. Требования пересмотрят в сторону большего ужесточения», — уже пообещал председатель Национального банка Толкунбек Абдыгулов.

Но главное в этой истории даже не это. Пока учредители «Мобильника» и QIWI делят свои деньги, теряется самое главное и ценное в финансах — доверие населения. Не факт, что компаниям вновь удастся его вернуть. И что еще хуже, тень скандала теперь легла на всех платежников, которые и без того работали в достаточно сложной и конкурентной среде.