13:44
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96
Репортажи

Поколение картинга

На военном аэродроме Токмака 12 октября прошли традиционные соревнования «Золотая осень» по картингу, ознаменовавшие закрытие сезона-2014.

Ревут моторы: механики в последний раз перед гонкой проверяют готовность картов. Руки в машинном масле, а на лицах улыбка. Говорят слова напутствия пилотам. Некоторые ветераны картинга уже не садятся за руль, а сосредоточены на воспитании отпрысков и прививают им любовь к гонкам.

Трасса длиной 1 тысяча 100 метров обустроена идеально: просматривается каждый участок, и ничто не скрыто от взора любопытного зрителя. Но на поворотах в конце длинных прямых лучше не стоять. А ну как пилот на бешеной скорости не справится с управлением и выедет за пределы трассы?!

Всего на старт в разных гоночных классах вышли 12 гонщиков, в том числе представители Алматы - постоянные гости отечественных состязаний по картингу. Чем старше класс автомобиля, тем выше скорости и сильнее заносы. Вот класс KZ2 - самый мощный. Двигатели ревут, как у машин Формулы-1. Аж мурашки по коже. Мчатся так стремительно, что не попадают в кадр фотокамеры.

Помню, когда-то гонки картингистов устраивали в Бишкеке на территории старого аэропорта. Они привлекали тысячи болельщиков, которые были в восторге от модного вида спорта. Потом старты проходили на центральных площадях, и к картингу приобщались случайные прохожие. Однако в последнее время гонки принимает Токмак. Местным жителям везет, а вот остальным тяжелее - надо добираться. Но разве может расстояние остановить настоящего болельщика?

- У нас сейчас трассы в городе нет. Старый аэропорт застроен. На площади большое скопление людей, машины очень быстрые, а пилоты - молодые и горячие. Вполне может что-то произойти. Поэтому в Бишкеке проводим показательные выступления. А тут трасса хорошая, и устраивать соревнования безопасно, - рассказал один из организаторов гонок, тренер своего сына Виталий Селезнев.

- Трудности какие-то есть? - спросил я.

- Нуждаемся в поддержке - информационной и спонсорской. Если бы эти соревнования проходили хотя бы в 20 километрах от города, здесь было бы гораздо больше людей. Спорт очень интересный, захватывающий! Нам нужна трасса возле города.

- Года 4 назад слышал разговоры о планах по строительству картодрома...

- Профессиональный картодром - наша мечта, и все бредят ею. Если нам выделят землю, мы найдем спонсоров, которые построят его. Можно осилить и дрифтовую площадку, и для драг-рейсинга. В Алматы вон осилили. Картодром действует и деньги зарабатывает. Это, конечно, не такое прибыльное вложение - вложил миллион, а через год поднял 10. Оно на долгие времена. Но положительно повлияет на имидж страны.

- Выезжают ли наши гонщики на зарубежные соревнования?

- У Улукбека Байзакова, например, зуб на казахов. Говорит, пока не выиграет, будет ездить в Казахстан!

- Дорого ли сегодня, когда растут цены на топливо, заниматься картингом?

- Топливо не один из главных показателей. Расход - в пределах 20 литров на 100 километров или чуть больше. Но радость от того, что происходит на трассе, ни с чем не сравнима. Да, приобретение автомобиля бьет по карману. Но когда ты его уже взял и довел до ума, тогда нет таких суперкапиталовложений. Начать всегда страшно, а когда втянешься - нормально.

Завершается очередной заезд. Какой накал борьбы! У юных участников азарта хоть отбавляй. На трассе три совсем маленьких гонщика - наверное, еще в школу не ходят. Я в их возрасте ездил разве что на троллейбусе, а они рулят крутой гоночной машиной. Мечта, а не спорт!

Ранее завершено 5 этапов чемпионата КР-2014, которые показали, что в стране немало классных картингистов. Это спорт с хорошей историей. Картинг развивался даже в лихие 90-е и, вероятно, именно тогда достиг пика своего расцвета в КР. До сих пор в строю опытный Олег Калугин, заставший те времена. Пользуется почетом и уважением среди любителей этого вида спорта титулованный Евгений Зарецкий.

Прогрессирует и молодежь. К примеру, Денис Селезнев начал участвовать в позапрошлом году, в 2014-м занял второе место в чемпионате и пробует силы в новом для себя классе. Улукбек Байзаков, Илья Зыков, Герман Клевцов - уже проявившие себя надежды нашего автоспорта. Растет новое славное поколение картингистов. Им бы выйти на уровень крупных международных гонок. Они бы и там не затерялись.

Бизнес