22:13
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Политика

Нурдин Дуйшенбеков: Заведя разговоры о «Кыргызнефтегазе», премьер-министр пытается увести внимание от своей отставки

В Кыргызстане парламентская фракция «Ата Мекен», начавшая сбор подписей за отставку премьер-министра Омурбека Бабанова, не считает нужным вступать в полемику с теми, кто критикует соратников ее лидера Омурбека Текебаева за эту инициативу. Однако те, кто считает происходящее искусственно созданной интригой, настаивают, что на самом деле глава правительства впал в немилость к «Ата Мекену» после того, как тот отказался поддержать партийное лобби для стратегически важного для юга страны предприятия.

Советник главного социалиста Нурдин Дуйшенбеков согласился ответить на вопросы ИА «24.kg» и прояснить ситуацию с ОАО «Кыргызнефтегаз».

- Нурдин Ракымбаевич, «Кыргызнефтегаз» после апрельских событий 2010-го действительно оказался в центре скандалов. Все помнят, что усадить в кресло руководителя предприятия пытались и представители партии «Республика», и вашей. Чтобы урегулировать конфликт, власти страны ввели в ОАО внешнее управление. Что сейчас происходит вокруг компании? Почему вновь заговорили об «Ата Мекене»?

- Имя нашей партии действительно прозвучало, когда на предприятии начались не скандалы - проверки. Именно фракция «Ата Мекен» поднимала в Жогорку Кенеше вопрос о колоссальных убытках, которые государство понесло в результате деятельности бывшего директора «Кыргызнефтегаз» Исхака Пирматова. Нет смысла в очередной раз перечислять бесчисленные и вопиющие факты злоупотреблений и коррупции, которые мы предоставили следственным органам, парламенту и СМИ. Мы дали неопровержимые доказательства коррупционной схемы - учредительные документы подставных фирм, накладные, сметы, статистические данные, копии договоров с подписями. Однако когда Генеральная прокуратура попросила депутатов снять с нашего коллеги из «Республики» депутатскую неприкосновенность, парламентарии ответили отказом. В постсоветском Кыргызстане человек может долгие годы просидеть в тюрьме за украденную курицу, но уйти от ответственности, обокрав государство на миллионы долларов. Это ни для кого не секрет.

Откровенно говоря, Исхаку Пирматову и его команде удалось бы добиться еще большего. Для этого через Фонд госимущества директором «Кыргызнефтегаза» назначили бывшего заместителя Исхака Пирматова - Рината Макенова. Да, конфликт был. Но его создал коллектив предприятия, который этого назначенца хорошо знал по прежней работе. Рабочие просто прогнали его с завода вместе с многочисленной свитой и охраной.

Единственные, с кем команде Исхака Пирматова так и не удалось договориться, это рабочие «Кыргызнефтегаза». Сложно понять, чем он и его окружение настолько задели коллектив, что те не захотели даже видеть их, а не то что работать вместе.  

- Вы говорите со знанием дела. А сами видели этих рабочих?

- Да. Они отправляли свои делегации в Бишкек. Заходили на прием к депутатам, давали пресс-конференции, писали письма президенту, в Жогорку Кенеш, правительство, Генеральную прокуратуру. А однажды я увидел их на митинге в Кочкор-Ате. Мы возвращались с похорон активистки молодежного крыла Чолпон Кобуловой, которая погибла в автоаварии. Когда мы проезжали Ноокенский район, я впервые в жизни увидел, как трудовой коллектив предприятия стоял у дороги лицом к лицу со спецназом и не отступал ни на метр.

- Может, это был приплаченный так называемый ОБОН?

- Нет. Там не было ни одного наемного пикетчика, готового за определенную сумму скандировать любой лозунг везде, где прикажут. Это были рабочие завода. Мы с ними говорили. Они объяснили нам: забастовка. Простые люди, с простыми, но твердыми требованиями. Они сказали, что перестали верить руководству Фонда госимущества после того, как чиновники пытались вернуть на завод старую команду управленцев. Этих рабочих запугивали увольнениями, угрожали криминалом. Против них направляли спецназ милиции. К ним с посулами, обещаниями присылали местных и столичных чиновников. Их просили потерпеть, пока все решится. Не помогло.

- Скажите честно: «Ата Мекен» участвовал в этом митинге?

- Сама партия не участвовала, хотя коллектив обращался к нашим депутатам. Но мы действительно поддержали законные требования рабочих «Кыргызнефтегаза». Там были и некоторые наши местные активисты. Это же сельский регион, где все тесно переплетено, где любая значимая акция привлекает местных партийцев, правозащитников, журналистов. Вся Кочкор-Ата и весь Ноокен не просто внимательно следили за происходящим, а активно поддерживали трудовой коллектив. А когда они узнали, что в возвращавшейся с похорон колонне есть наши партийцы, то попросили остановиться. Да, Омурбек Текебаев счел необходимым встретиться с рабочими и выступить перед ними. Мы никогда этого не скрывали. На этом митинге, кстати, выступили и Равшан Жээнбеков, и Омурбек Абдырахманов, которые пообещали, что донесут требования коллектива до парламента и правительства.

- А теперь Омурбек Абдырахманов обвиняет вашего лидера в том, что он продвигал кандидатуру Каныбека Масирова на должность директора «Кыргызнефтегаза»?

- Он дает некорректную информацию. Кандидатуру Масирова продвигали сами рабочие. Почему они хотели работать под его началом, а не под руководством экс-зама Исхака Пирматова - вопрос не к нам. Думаю, что у трудового коллектива были на то свои основания. Мы просто поддержали предложение самого коллектива. И Омурбек Абдырахманов об этом прекрасно знает, ведь он вместе с нами был на митинге, слушал рабочих, общался с ними. Трудовой коллектив, кстати, просил от «Ата Мекена» как представителя в Жогорку Кенеше только защиты от произвола. Они сказали: обеспечьте законность процедур по избранию и деятельности совета директоров, директора завода. Это единственное требование, которое последовательно поддерживала и поддерживает наша фракция и ее лидер.

Между прочим, нарушения со стороны Фонда госимущества фактически подтвердил и президент страны Алмазбек Атамбаев. В то время он был премьер-министром и отправил в отставку директора ФГИ Нурлана Илебаева, сделал выговор министру природных ресурсов Замирбеку Эсенаманову. Такие дисциплинарные санкции были ответом именно на ситуацию в «Кыргызнефтегазе».    

- На предприятии уже год внешнее управление...

- ...Да, оно по-прежнему работает без законного руководителя. Поэтому просьбы коллектива вернуть ситуацию в законное русло естественны и обоснованны.

- Очередное поднятие вопроса о «Кыргызнефтегазе» - отмечу, с подачи правительственного чиновника - у многих вызвало единодушное мнение: это попытка Омурбека Бабанова хоть как-то переключить внимание общественности со своей потенциальной отставки на персону Омурбека Текебаева, к которому также неоднозначное отношение в обществе. Масла подлил Омурбек Абдырахманов. Это интриги?

- Повторюсь: почему Абдырахманов сменил свою позицию, не знаю. Ну, допустим, у него возникли разногласия с «Ата Мекеном». Но причем тут «Кыргызнефтегаз»? Этот трудовой коллектив отстаивает в неравной борьбе свои законные права, а политики хотят сделать из него разменную монету в своих играх. Это неправильно. Но удивляет другое: когда рассматривался вопрос о снятии неприкосновенности с Исхака Пирматова, Омурбек Абдырахманов, как и другой наш бывший партиец Равшан Жээнбеков, голосовал против. Теперь они поддерживают и Наримана Тюлеева, и Нурлана Сулайманова. Стали выступать в поддержку прошлогодней идеи Омурбека Бабанова о том, что надо не преследовать людей за экономические преступления прошлых лет, а расследовать лишь «новые» преступления. Разве такая смена курса может вызывать доверие у электората? Давайте тогда и Акаева с Бакиевым амнистируем.  

- Нурдин Ракымбаевич, в общем, вы сейчас ответственно заявляете, что «Ата Мекен» не мешает главе правительства Омурбеку Бабанову решать вопрос о руководителе «Кыргызнефтегаза»?

- А как мы можем ему помешать? Омурбек Бабанов фактически год стоит во главе исполнительной власти. Почему он, опытный управленец, не решил вопрос с руководством «Кыргызнефтегаза»? За 12 месяцев, полагаю, это можно было сделать. Может быть, потому, что команда Пирматова все еще лелеет надежду вернуть утерянные позиции и возобновить старые схемы? Я вам скажу так: того самого Рината Макенова, которого рабочие прогнали с «Кыргызнефтегаза», именно Омурбек Бабанов дважды пытался провести в руководство Фонда госимущества. Очевидно, чтобы тот управлял уже не одним, а всеми госпредприятиями Кыргызстана. «Ата Мекен» всегда боролся против коррупционных схем и сейчас пресекает упорные попытки вернуть старую кадровую политику. Вот и вся причина нашей инициативы собрать подписи за вотум недоверия премьер-министру.

Для нас, в том числе Омурбека Текебаева, понятно, что те, кто пытается раздуть эту историю, хотят увести общественное мнение в сторону от вопроса о недоверии правительству. «Кыргызнефтегазом» нас отвлекают от вопроса об отставке премьер-министра. Критическая ситуация с ОАО тянется полтора года. Но почему-то ее начинают обсуждать именно сейчас, когда до заседания парламента о недоверии правительству остаются считанные дни. По-моему, все на поверхности. Что обсуждать?  

Бизнес