10:39
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96
Политика

Хождения по мукам Бабанова

Видимо, над постом премьер-министра в Кыргызстане витает какая-то особенная аура. За всю историю независимости государства еще ни один глава правительства не пробыл в своей должности ровно столько, чтобы воплотить в жизнь все намеченные планы. А с нынешним премьером Бабановым случай, вообще, особый, поскольку после трансформации республики в парламентскую фигура главы кабмина стала ключевой в стране. Немудрено, что, имея такие статус и полномочия, Омурбек Бабанов находится под самым пристальным вниманием общественности. Когда каждые шаг, действие или решение вызывают в обществе мгновенную реакцию. Молодой политик, вступив в эту должность, должен был знать, на что идет...

Без вариантов

К пришествию безальтернативного кандидата Бабанова на пост премьер-министра в конце 2011 года многие отнеслись с безысходным пониманием. Неизбежность этого события не вызывала сомнений даже в стане принципиальных противников Бабанова - парламентской фракции «Ата-Журт». Оппозиционная партия после назначения премьера обозначила свою позицию к нему и заявляла о своем особом внимании к работе Бабанова. Последний на таком фоне приступил к своим обязанностям.

За время деятельности правительства Омурбека Бабанова в стране успело произойти многое. Однако все эти события никак нельзя отнести к позитивным. Причем каждое из них сопровождалось неизменными скандалами. Достаточно вспомнить скандальные истории с завозом радиоактивного угля, в котором фигурировали непосредственные назначенцы Бабанова, или контрабандный вывоз российского ГСМ в Таджикистан, где также всплывала фамилия премьера. А недавние его инициативы по созданию МКА «Ала-Тоо Финанс» или переходу системы образования на самофинансирование вызвали в парламенте и обществе шквал критики. И все это на почве общественного недовольства относительно компетентности членов кабмина, проводящих политику своего руководителя в нашу реальность.

По ком звонит парламент?

Первые «звонки» начали поступать после отчета правительства за 100 дней в Жогорку Кенеше 30 апреля 2012 года. Тогда из стана оппозиции уже звучали открытые нотки недовольства, но правительственный документ парламентарии все же одобрили, приняли и дали Бабанову срок до осени. Но не прошло и двух месяцев, как в парламенте начался сбор подписей за отставку правительства Бабанова. Причем такая инициатива исходила оттуда, откуда и не ждали, - от политпартии «Ата Мекен» и ее бессменного лидера Омурбека Текебаева. На удивление, все пять фракций поддержали данную идею, и удалось собрать аж 45 подписей нардепов. Возможно, это и есть начало конца?

Впрочем, процесс сбора подписей «подвис» благодаря усилиям представителей правительства. Ярые оппоненты Бабанова из фракции «Ата-Журт», которые, как и следовало ожидать, рьяно поддержали кампанию против премьера, заговорили о подкупах своих коллег. В качестве примера приводились факты того, что некоторые «подписавшиеся» депутаты после приглашений и переговоров с членами кабмина в итоге отзывали свои решения. Таких нардепов атажуртовцы в лице Камчыбека Ташиева назвали «грязными», которые ставят личные интересы выше государственных. Некоторые законотворцы признавались, что им как-то неловко ставить свои подписи, поскольку глава правительства пристроил их родственников на теплые места. Кто-то из обитателей «Белого дома» открыто выражал поддержку Омурбеку Бабанову, аргументируя тем, что ему надо дать еще время. Но как бы там ни было таймер начал свой отсчет...

Аргументы и факты

Основанием для столь решительного вотума недоверия ЖК в адрес Омурбека Бабанова и возглавляемого им правительства послужил критический спад экономики. По словам нардепов, вместо обещанного экономического роста государство имеет прямо противоположный результат - спад экономики на 15 процентов. В результате чего вместо обещанного профицита дефицит бюджета превысил 20 миллиардов сомов. Тогда как при утверждении главного финансового документа прогнозы были на уровне 18 миллиардов. При этом уровень ВВП снизился на 6,4 процента почти при полном развале отраслей экономики. И это при том, что Кыргызстан так и не улучшил инвестиционную привлекательность, о которой не раз заявлял Бабанов в качестве основной и приоритетной задачи нынешнего кабмина.

Возмущение парламентариев вызвали действия премьера и по созданию МКА «Ала-Тоо Финанс». По признанию депутатов, правительство не внесло в бюджет 1 миллиард сомов от компании «Кумтор» и перечислило его на счет МКА, тогда как это государственные средства. Как и кредит от Турции в $106 миллионов, часть которого кабмин уже распределил на цели, целесообразность которых вызывает сомнения у нардепов. Ко всему прочему дровишек в эту «топку» подкинул крупнейший в стране золотодобытчик - компания «Кумтор», у которой на 30 процентов сократились объемы производства, из-за чего казна недополучила 3,5 миллиарда сомов. Одним словом, как по мнению депутатов, так и экспертов, Кыргызстан оказался на грани экономического дефолта. Что неизменно связывают с работой как самого Бабанова, так и его кабинета министров.

Лучшая защита - нападение

А что же Бабанов? Наивно было бы полагать, что он ничего не предпринимает, чтобы удержаться на своем посту. Премьер как никто другой глубоко осознает шаткость, а если быть точнее, безнадежность своего положения. Однако глава правительства наверняка будет бороться до конца и, как это уже не раз происходило, надеяться на чудо. А для закрепления своих позиций он задействует весь арсенал всевозможных приемов.

Сам Бабанов заявлял, что для отставки правительства нужны самые веские основания. «У нас парламентская республика, и парламент правомочен решать вопрос об отставке правительства. Между тем фракции, из которых состоит коалиционное большинство парламента, должны осознавать свою ответственность за принятое решение. Аргументы в пользу отставки правительства должны быть весомыми. Нам всем нужна стабильность, чтобы поднять экономику, привлекать инвестиции, а если менять правительство каждые пять месяцев, никакого развития не будет», - уверен премьер.

Вообще, чего не отнять у Омурбека Бабанова, так это его дипломатический талант и способность договариваться. За то недолгое время, что он на своем посту, Бабанов хорошо навел мосты с нашим ближайшим соседом - Казахстаном. Он успел добиться доверительных отношений как со своим коллегой премьером Каримом Масимовым, так и с главой государства Нурсултаном Назарбаевым. За короткий период он достиг с РК договоренностей по поставкам газа, продаже электроэнергии, отмене запрета на ввоз молочной продукции и по открытию совместного инвестиционного фонда. Кроме этого Бабанов успел наладить связи с Катаром по экспорту кыргызского мяса и с Южной Кореей по персонификации паспортов кыргызстанцев.

Да и первый визит в официальной должности в Россию, где ему оказали не самый радушный прием, можно занести премьеру КР в актив. Пускай на фоне слухов о том, что его недолюбливают в Кремле, но все же Омурбеку Бабанову удалось договориться с властями РФ о ряде совместных перспективных проектов. Но, возможно, главной цели - заручиться поддержкой России, зачем он, собственно, ехал в Москву, ему вряд ли удалось достичь. Маловероятно и то, что Бабанова спасут и его достижения.

Осенняя жатва

Впрочем, несмотря на многочисленные разговоры о том, что премьер вряд ли «доживет» срок до осени и слетит со своего поста еще в августе, Бабанов наверняка дотянет до осенней отметки. Тем интереснее предстоит это время года, которое ожидается у нас исключительно жарким в политическом плане.

Тем любопытнее будет наблюдать за работой премьер-министра, который до этого отчетного периода должен показать реальный результат. Не меньший интерес будут вызывать его действия, ведь на кону самый вожделенный пост в нынешнем Кыргызстане.

Бизнес