00:19
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Перекресток

Кабмин.kg. Опять двойка?

Новый-старый состав правительства отсчитал свои первые сто дней работы. Чем могут похвастать премьер-министр и его команда, ИА «24.kg» решило выяснить у своих респондентов.

Сергей Масаулов, руководитель Центра перспективных исследований:

- Ничего особенного в работе нынешнего состава правительства я не вижу. Оно делает ту работу, которую должно делать. Всегда нужно понимать, для чего тот или иной кабмин создается. Надо всегда исходить из этих критериев, а не из того, чего добился или не добился кабинет министров. Все, что широкие народные массы перечисляют, говоря о проблемах - налоги, вода, электроэнергия, называется просто - нет определения ситуации. А дальше возникает вопрос: насколько эта проблема сложилась во время работы чиновников? Нужно также подумать о том, есть ли у правительства средства, чтобы решить проблемы. Только тогда возникают критерии оценки его работы.

Если рассматривать нынешний состав с этой точки зрения, то можно сказать, что они делают именно то, что нужно. Ничего отрицательного в их работе я не вижу. Большинство проблем, которые существуют в стране, - это такое переходящее красное знамя от правительства к правительству. Для этого нужно по-другому ставить задачи и изменять систему. Но эта задача даже не кабмина, а государства в целом. А правительство, как пожарные, приходит и делает то, что на него сваливается в данный момент. К тому же оно принципиально ограничено в решении тех проблем, о которых говорят люди. У них просто нет средств. Причем речь идет не только о финансовых вопросах. Есть много причин: организационные моменты, концепции, которые они должны реализовать, реальные стратегии, а не те, которые изложены лишь на бумаге.

Жылдызкан Джолдошова, депутат от фракции «Ата-Журт»:

- К сожалению, за сто дней работы мы не увидели от правительства того, чего ожидали от него. Оно не справилось с теми задачами, которые были перед ним поставлены. В стране тяжелое социально-экономическое положение, возникают проблемы на границах, с поливной водой, энергетикой. Вызывает опасения грядущий отопительный сезон. Есть вероятность, что кабинет министров не сможет решить эти проблемы.

Однако для плохой работы правительства есть объективные и субъективные причины. Самая главная - оно формируется коалиционным большинством трех фракций. В итоге министр подчиняется фракции, которая его выдвинула, а не премьер-министру. О какой эффективной работе в таких условиях может идти речь? К тому же на работе чиновников сказывается наш менталитет. На высокие должности назначаются не профессионалы, людей выбирают по партийным спискам и личным знакомствам. Это, естественно, отрицательно сказывается на работе. Раньше взращивали кадры, был резерв кадров.

Кайрат Осмоналиев, эксперт:

- Я бы, наверное, без восхищения оценил работу нынешнего состава кабмина. На мой взгляд, за сто дней они поработали удовлетворительно. Премьер-министр заметно выделяется, но один в поле не воин. МИД в целом неплохо поработал. А остальные не показали никакого прорыва. Сам состав правительства сформирован таким образом, что отдельные министры находятся не на своих местах. В нем много случайных людей. Особенно это касается вопросов правопорядка.

Премьер - достойный человек, который посещает много стран, пытается что-то изменить. Активно продвигает идею вступления Кыргызстана в Таможенный союз. А в остальных вопросах идут провалы. Я считаю, что это издержки партийного подхода к формированию правительства. Все прекрасно знают, какой шел торг за портфели министров. Поэтому ожидать качественного прорыва от нынешнего состава кабинета министров не приходится. С другой стороны, не было крупных потрясений, за исключением ситуации на юге и проблем на границе. Это уже радует. Нашей стране нужна новая команда креативных, профессиональных руководителей министерств и ведомств, которые бы действительно изменили ситуацию.

Сто дней - небольшой срок, чтобы оценивать работу правительства. Но я все равно считаю, что если бы у премьер-министра был больший люфт, если бы ему дали карт-бланш при назначении министров, то ситуация могла быть лучше. Однако этого ведь не было. У нас процветает вождизм, а в этом случае о демократии говорить не приходится. Есть только несколько отдельных примеров, когда премьеры или канцлеры могли сами формировать команду и спрашивать строго. Например, Черчилль.

Галина Скрипкина, депутат от фракции СДПК:

- Я бы не стала сейчас давать какую-либо оценку деятельности правительства. Я считаю, что сто дней - слишком маленький срок, чтобы можно было добиться существенных изменений. Работа кабмина во многом зависит от экономического положения в стране. А в экономике сто дней - слишком маленький срок. Существенных изменений пока не видно. Но это не говорит о том, что правительство плохо работает. Любые программы рассчитаны на 3-5 лет. Вот когда закончится этот срок и их реализуют, тогда можно будет говорить об эффективности работы кабинета министров.

Канатбек Мурзахалилов, эксперт:

- Деятельность правительства за сто дней я могу оценить на тройку с плюсом. У кабмина нет конкретной программы действий. Те задачи, которые были поставлены еще прежнему составу правительства, до сих пор не выполнены. Взять, например, тот же «Кумтор». На кабинет министров возложена задача по решению социально-экономических проблем общества. Но он с ней не справляется.

Зульфия Марат, независимый эксперт:

- Безусловно, в работе правительства есть моменты, которые запоминаются. Но вот как оценивать достижения, неясно. В последний день работы парламента кабмин вернул себе право устанавливать тарифы. То есть сложилась ситуация, когда политическая элита решила отказаться от своего права в пользу исполнительной власти. В 2011 году парламенту такое право предоставили, а через 3 года он от него добровольно отказался. Он отказался от ответственности за данное решение в пользу исполнительной власти. Безусловно, это достижение. Однако теперь неясно, как правительство распорядится своим правом.

Второй момент, который можно отнести к достижениям нынешнего состава кабинета министров, - принятие Дорожной карты по вступлению Кыргызстана в Таможенный союз. Но и оно сомнительное. В ТС нас пока не приняли, процесс идет медленнее, чем должно быть. Таким образом результаты работы кабмина в этом направлении не столь очевидны. С третьей стороны мы наблюдаем газовый кризис на юге, и социальные проблемы не решены. И путей для их решения нет. Правительство видит выход из ситуации только в дополнительных заимствованиях извне и грантах. Поиск самостоятельных источников развития, которые «поднимут» республику, не ведется. Кабинет министров решает какие-то стратегические задачи, но непонятно, сможет ли он решить тактические задачи.

К тому же назвать нынешний состав правительства новым тоже нельзя. Ведь сменили лишь вице-премьеров и некоторых министров. Большая часть кабмина работает уже третий год. В каком-то смысле это состав самый долгоживущий. Однако результатов их работы тоже нет. Кто-то считает, что для этого есть субъективные причины. Но думаю, что состав правительства в целом не способствует решению задач, которые стоят в обществе.

Турсунбай Бакир уулу, депутат от фракции «Ар-Намыс»:

- Пока ничего хорошего не могу сказать. Сейчас идет священный месяц Рамазан. Нельзя говорить о ком-либо плохо. Поэтому я не буду комментировать итоги работы кабинета министров за сто дней. Иначе я нарушу свой пост.

Владимир Плужник, юрист:

- Оценка работы правительства - 3. Четверку ставить не за что. Председатель кабмина - очередной теоретик в душе и на практике. Мы все хорошо помним его членство в правительстве при Акаеве, когда все носились с его «матрицами» - теоретическими планами. Сейчас происходит то же самое. Громкие слова, планы на будущее. А еще полное неумение вести переговоры с соседними государствами в части экономики. Примеров масса: маловодье в нашей стране, вопрос о снабжении зимой электричеством еще даже не начали решать. На юге природного газа в домах явно уже не будет. Столица чуть не высохла от засухи, потому что деревья нечем поливать: идут споры, давать или не давать городу воду для полива. Это простые мелочи, важные для каждого из нас. Они не решаются. Понимаю, что за сто дней не прыгнуть в процветающую республику. Но вывод из этого срока работы напрашивается сам собой: этот состав кабинета министров опять временный. Скоро придет новый кабмин со своими планами. И везде только планы и планы.

Бизнес