01:40
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Перекресток

Ошские события 2010 года: горькие уроки

После трагических событий в южных областях Кыргызстана прошло четыре года. Июньские столкновения 2010 года в Оше, Джалал-Абаде и их окрестностях унесли массу человеческих жизней, многих людей оставили без крова. Просто помнить об этом и испытывать горечь потери - мало, необходимо осмыслить суть трагедии, ее причины, чтобы избежать повторения. Какой урок должны извлечь кыргызстанцы из ошских событий? ИА «24.kg» с этим вопросом обратилось к своим респондентам.

Эркиназор Байназаров, житель города Оша:

- Самый горький урок - это то, что мы узнали цену мира. Думаю, не только мы, но и другие соседние республики извлекли урок из ошских событий. Нужно сохранять стабильность, ценить то, что у нас есть, - мир. Мы должны помнить, что все мы - братья-мусульмане, народы, которые испокон веков жили в добрососедстве. Кыргызы выдавали своих дочерей замуж за узбеков, те - за кыргызов. Таких межнациональных семей и в наши дни достаточно. Не нужно обособляться. Нужно помнить об этом и укреплять родственные связи. Это поможет заживить раны, полученные в результате тех событий.

Идирис Кубатбеков, директор центра «Право человека и демократия» в городе Оше:

- Мы не должны забывать, что Кыргызстан - многонациональная страна, а Ош - не только южная столица республики, но и многонациональный город. Всегда следует помнить, что даже маленькая ссора на бытовом уровне здесь может перерасти в конфликт. Ошские события 2010 года произошли от слабости государственной власти на тот момент, чем воспользовались сепаратисты. Не народ, а прежде власть имущие должны извлечь из этого уроки. Жители города должны понять: мелкие ссоры, недопонимание - это норма. Важно - как на это реагировать, как воспринимать такие конфликты. Допустим, если поссорились дети кыргыза и узбека, последний не должен сразу же преподносить это как дискриминацию узбеков, а кыргызу не стоит говорить, что узбеки обнаглели. И кыргызы, и узбеки должны понять одно: зачинщики таких событий, в случае чего, убегут, как это показала практика, а нам всем здесь жить.

Помню, после июньских событий все мы до сентября жили особняком, не контактируя друг с другом. Но с началом нового учебного года всем пришлось вылезать из своих скорлупок, потому что назрела необходимость вести детей в школу, самим учиться, работать. Нам жить здесь, это мы должны помнить всегда.

Я никогда не забуду ночь 10 июня 2010 года. Впервые в жизни тогда осознал, что такое война. В один миг в мирном городе начались беспорядки. Если нет мира и стабильности, грош цена всему остальному. Самое главное богатство - это мир.

Павел Дятленко, кандидат исторических наук, доцент:

- Ситуация в сфере этнических отношений на юге Кыргызстана достаточно сложная. К сожалению, сохраняется конфликтный потенциал, что связано с неравным доступом к ресурсам и власти, неравной представленностью разных этнических общин в органах власти, непреследованием любых проявлений национализма и дискриминации, необеспечением государством равных прав и возможностей всем гражданам, декларативностью и однобокостью законодательства. Стратегических выводов властью не было сделано. Власть пытается малоэффективными мерами стабилизировать ситуацию: созданы отдел по этнической, религиозной политике и взаимодействию с гражданским обществом в аппарате президента, Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтническим отношениям при правительстве республики; приняты концепция и программа, направленные в основном на развитие государственного языка.

Для нейтрализации конфликтного потенциала требуются наличие воли у политической элиты по решению этих проблем, поддержка общества и время. Нужно помнить, что этническая и языковая политика и процессы имеют долгосрочный и сложный характер. Также необходимо языковую и этническую политику выстраивать в соответствии с интересами полиэтнического общества, мнением разных общин и граждан, глобальными и региональными трендами, международными обязательствами; постепенно переходить к выполнению международных обязательств Кыргызстана по обеспечению равноправия и недискриминации; изучать и использовать богатый опыт, накопленный в многоэтнических и поликультурных обществах с демократическими режимами; реально и последовательно поддерживать поликультурное многообразие, двуязычие и многоязычие и использовать их как инструменты развития.

Пайызбубу Одиева, жительница города Оша:

- Помнится, 10 июня 2010 года, как обычно, утром собралась на работу. Я работаю медсестрой в роддоме, который находится в районе «Черемушки». Ничего не предвещало беды. Пришла в роддом - и тогда началось. Мы в течение 3 дней не могли покинуть место работы. Сидели вместе с больными без света, без хлеба... Не знаю, то ли они знали или так совпало, но находившихся в больнице 5-6 узбечек мужья забрали домой за день до этих событий. К нам в больницу поступали и поступали раненные в результате пожаров, с огнестрельными ранениями, истекающие кровью... Только через 3 дня нам предоставили охрану. А возможность смены появилась только через 10 дней. Домой в одиночку боялись идти.

Поговаривали, что наши коллеги, с которыми мы по 30 лет вместе работали, собирались на сход за несколько дней до тех событий. На работу они стали возвращаться только через полтора месяца. В первое время было тяжело вновь вместе работать, но мы победили это чувство, преодолели барьер. Сейчас нет смысла кого-то в чем-то обвинять. Нужно сделать акцент на развитие. И хотя бытовой страх еще остался (люди боятся в одиночку бывать в мононациональных кварталах), мы извлекли из тех событий большой урок: не стоит поддаваться слухам и провокациям.

Бахтияр Фаттахов, и.о. президента Республиканского узбекского национально-культурного центра:

- В первую очередь нужно изучить причины возникновения этой трагедии. Было много разных комиссий и выводов. Теперь нужно эти выводы реализовывать не на бумаге, а на деле, найти им практическое применение. Почему в 2010 году произошли эти события? Они были похожи на события в начале 1990-х. А потому, что причины событий 1990-х годов не были глубоко проанализированы, не было профилактических мероприятий по их предупреждению. И наша задача теперь - не допустить повторения трагедии. Мы должны назвать вещи своими именами.

В то время местные власти были очень криминализированы, узбекские предприниматели были под контролем преступных группировок, которые в свое время брали дань, все это привело к противостоянию двух братских народов. Наркотрафик в южных областях тоже нужно брать во внимание. Многие говорят, здесь третьих сил не было. Но были силы, заинтересованные в том, чтобы в нашей республике не было стабильности. Чтобы мы, коренные жители этой территории - кыргызы и узбеки, воевали между собой. Поэтому мы на базе имеющихся концептуальных документов предпринимаем реальные шаги. Какие именно? Мы должны воспитать и обучать нашу молодежь на основании реальной истории. Мы очень близкие народы, у которых исторически очень много общего. Должны проводить нормальную межнациональную политику.

Эффективность этнической политики выражена в представленности этносов в сфере управления, в органах власти. Если этого не будет, то останутся только разговоры. Сила Кыргызстана в многообразии. И вот это многообразие нужно использовать как элемент роста.

Алла Пятибратова, ресурсный центр СМИ:

- На многие вопросы, касающиеся тех событий, ответов до сих пор нет. Пробелов много, а как таковой картины нет. Многих вещей мы до сих пор не знаем. Я после той трагедии, конечно, не сразу стала делать снимки. И хватало меня первые дни только на полтора часа общения с людьми. Эмоционального напряжения много было. Тяжело, когда не знаешь, чем помочь человеку, у которого дом сожгли или у которого погиб близкий человек. А люди все выплескивали и выплескивали, но года через два эти же люди уже не могли говорить из-за эмоционального опустошения. Я через два года сделала фоторепортаж о возведении новых домов, зданий, сравнила, как было и как стало. Но сейчас такого порыва нет. Потому что усталость большая.

Думаю, что те события еще не осмыслены до конца. А сколько людей, пропавших без вести? 28 человек так и не найдено. Представить больно, их родные до сих пор живут в неопределенности, это очень тяжело. Тяжесть лежит на душах людей, но они продолжают жить. Люди оплакали свои потери, и жизнь продолжается. Говорят, что время лечит, думаю, что не лечит, а лишь смягчает. На самом деле все остается, бесследно ничего не проходит. Кыргызстанцы должны перестать обвинять друг друга, противостоять друг другу. Это самый главный урок.

Накен Касиев, глава Государственного агентства местного самоуправления и межэтнических отношений (ГАМСУМО):

- Самый главный урок: в результате конфликта проиграли обе стороны. Проиграли по-крупному - и материально, и морально. Резко упал международный имидж нашей республики. Поэтому урок должны усвоить все жители Кыргызстана от мала до велика. Только на восстановление и строительство разрушенных объектов ушло около 8 миллиардов сомов.

Эмиль Гамидов, член общественно-консультативного совета при ГАМСУМО, завкафедры правовых исследований ИСИТО:

- Мы все должны сделать выводы: как говорится, не надо наступать на одни и те же грабли. Мы должны объединить свои усилия. Я по натуре интернационалист. Все мы - люди, все должны работать на будущее. Что нужно делать, чтобы не повторились эти события? Поработать с населением. Надо объявлять народные сходы, людей в городе не соберешь, нужно выезжать на места, даже представителям правительства. Здесь большую роль играют органы местного самоуправления. Они должны это организовать. Это они должны в первую очередь проявлять инициативу. Я живу в селе Люксембург. МСУ, сельская управа работают хорошо, но есть какая-то инертность. Все делается от случая к случаю. Но если с народом правильно говорить, люди не будут поддаваться на провокации. Не стоит верить слухам.

Бекзаде Алиев, член объединения уйгуров «Иттипак»:

- Надо проводить больше встреч с национальными лидерами, чтобы те работали со своими людьми. Через СМИ нужно донести до простых граждан, что все мы едины, Кыргызстан - это наша общая Родина, мы - один народ. Не надо делить людей и по нациям. Хочется, чтобы у каждого в паспорте было написано «гражданин Кыргызстана» и все. Не надо указывать, кто ты - азербайджанец, узбек или татарин...

Бизнес