13:11
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96
Перекресток

Самофинансирование образования: за или против?

В Кыргызстане для многих выпускников школ, а ныне абитуриентов, наступило самое ответственное время. Они поступают в высшие учебные заведения, надеясь получить качественное образование (что в будущем позволит им найти хорошую работу). Многие, не имея возможности оплатить контракт, претендуют на бюджетные места.

Однако, как недавно заявили в правительстве, в Кыргызстане планируется перевести часть госвузов на самофинансирование. Это решение, по задумке чиновников, должно коснуться и среднего школьного образования. Предлагалось начать эксперимент со столичного лицея №61.

ИА «24.kg» поинтересовалось у своих респондентов, как они оценивают правительственную инициативу.

Керез Жукеева, пресс-секретарь Министерства образования и науки:

- Переход на самофинансирование - это положительный фактор в развитии системы образования Кыргызстана. Как известно, сейчас только 30 процентов выпускников высших учебных заведений устраиваются по специальности, между тем среди выпускников учреждений профтехобразования работу находят 70 процентов от общего числа. Задача государства - определить, какие специальности сейчас требует рынок труда, чтобы соблюдать баланс между количеством вакансий и готовыми специалистами. Переход на самофинансирование позволит поддерживать государственные заказы на подготовку востребованных специалистов.

Бермет Тугельбаева, декан факультета юридических наук КРСУ:

- Мне кажется, однозначно говорить о том, плохо это или хорошо, нельзя: есть и плюсы, и минусы. Это решение требует экономически продуманных, аналитических действий со стороны руководства страны. Не следует общество сразу ставить перед фактом, тем самым деморализуя его. Для начала, я думаю, следует запустить пилотный проект.

Тилектеш Ишемкулов, советник ректора БГУ:

- Необходимо, прежде всего, учитывать тот факт, что у нас в стране открыто много разных университетов, которые каждый год выпускают около 200 тысяч специалистов. При таком количестве не каждый из них сможет найти работу по своей профессии. В такой ситуации государство старается прийти к балансу между вакансиями и подающими на них заявку специалистами.

Татьяна Вепренцева, житель Бишкека:

- Я считаю, что при переходе на самофинансирование учебных заведений Кыргызстана в школах должно быть оптимальное соотношение цены и качества образования для детей. Безусловно, школы должны предоставлять определенные скидки для одаренных детей или детей из малоимущих семей. Число коммерческих школ не должно влиять на количество бюджетных школ, чтобы сохранить возможность получения бесплатного образования. Если так и произойдет, то это будет положительным фактором в развитии системы образования страны.

Рыспек Кочкорбаев, студент МУК:

- Недавно я узнал, что Международный университет Кыргызстана переходит на самофинансирование, кроме того могут перейти на эту систему и школы. Я считаю, что население нашей республики еще не готово к такому переходу, особенно сельчане, поскольку условия оплаты труда там не такие, как, допустим, в столице. Если в школах произойдет переход на самофинансирование, а ученикам придется заключать контракты на обучение, то далеко не каждая семья сумеет себе это позволить, и большинство детей будут вынуждены пропустить этот этап становления личности.  

Сабина Гильманова, выпускница МУК:

- Переход на самофинансирование учебных заведений очень сильно скажется на самой системе образования в нашей стране, многие ученики потеряют возможность получения хотя бы начального образования. В Кыргызстане есть молодые люди, которые имеют способности и очень сильное желание учиться, а позволить себе это они не смогут по финансовым причинам.

Александр Галактионов, студент КРСУ:

- Я считаю, что нашим школам необходимо переходить на самофинансирование, поскольку дети в школах просиживают занятия, не понимая то, какую роль играет образование в их жизни. Родители должны объяснить это детям, ощутив его необходимость «на своем кармане», то есть для них уже возникнет вопрос: тратятся ли деньги по назначению или они просто транжирятся?

Марлен Соляной, студент:

- Если переход на самофинансирование учебных заведений Кыргызстана произойдет, то это в первую очередь взволнует население, которое встретит данное решение с недовольством. Дети и при бесплатном образовании не каждый день посещают школы, а зарабатывают деньги там, где придется, чтобы прокормить семью. Эти дети, отчаявшись, легко могут пойти по преступному пути.

Бизнес