02:56
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96
Люди и судьбы

Города Александра Голованева

Красива столица Кыргызстана, расположенная у подножия Кыргызского Ала-Тоо с его заснеженными вершинами среди садов и полей благодатной Чуйской долины. В Бишкек приезжает много гостей из разных стран мира, а жители гордятся известными комплексами, вошедшими в «золотой фонд» облика столицы. К сожалению, мы не часто утруждаем себя мыслями о тех, кто возводил город. Одним из его создателей был Александр Андриянович Голованев.

Память сердца

Член Союза архитекторов СССР с 1947 года, Александр Голованев смолоду решил, что даст людям «как можно больше крыш». Именно такую цель он поставил, пробираясь из фашистского плена весной 1944 года. «Я не люблю ничего непререкаемого, мол, человек должен быть таким-то и делать то-то. Думаю, что человек не так уж много должен другим, но себе он кое-что должен. Его долг перед собой заключается в том, чтобы прожить свою единственную жизнь, не оскорбляя ее», - говорит 95-летний старожил Бишкека.

Впрочем, в далеком 1916-м, когда его грудным ребенком родители, простые рабочие, привезли в Пишпек из города Верного (Алматы), он об этом еще и не помышлял.

Нынешние жители столицы Кыргызстана даже не представляют, какой героический труд был вложен старшим поколением в ее созидание. Сегодня приятно пройтись по улицам, увидеть ставшие привычными здания Госбанка, Госплана, дома спортивных обществ, политпросвещения, МВД, горкома партии, планетария, широкоформатного кинотеатра «Манас», финансово-экономического техникума, ряда больниц и поликлиник... Многие уже и названия не раз поменяли. Все они построены по проекту А.Голованева - влюбленного в родной край архитектора. Теперь инвалид I группы по зрению, он мало что может увидеть. Осталась только память сердца.

Испытания на прочность

Все чаще сказываются последствия фронтового ранения в голову при бомбежке еще в октябре 1941 года, когда он с товарищами прорывался в Беловежскую пущу. «Раненого меня оставили в сарайчике у чужой литовской женщины. Первое время она подкармливала меня, но потом, испугавшись, выдала офицеру SS. Удивительно, что тот не застрелил меня, а вылечил. Но когда я поправился, меня все-таки отправили в лагерь военнопленных под Шауляем, - не в состоянии сдержать слез рассказывает Александр Андриянович, - и началась моя военная эпопея». Долго потом собирался он написать книгу своих фронтовых воспоминаний, но ими было нестерпимо больно делиться с кем-то, поэтому книгу написал о родном городе.

Сейчас он рисует по памяти, по-прежнему тонко чувствуя краски и полотно! Это Аламединское, Боомское ущелья, виды Иссык-Куля. Даже те, кто не считает себя искушенным в поездках по стране, без труда узнают привычные места и не верят, что эти картины, одетые в роскошный  собственноручно изготовленный багет, - творения почти слепого человека. Вдумчивый, внимательный зритель услышит в них голос светлой и мудрой печали. Судьба, наделив Александра Андрияновича добрым сердцем, обаянием, умом и щедрым даром творчества, подвергла его тяжким испытаниям. Обостренное чувство справедливости, честность, неравнодушие к судьбам людей и государства - вот, пожалуй, фундаментальные черты его характера, побуждавшие идти, не сворачивая, к выбранной цели.

И он это делал всегда: и тогда, когда осиротел в 8 лет и остался без средств к существованию. И когда молодым парнем нанимался на самые опасные кровельные работы либо батрачил на рисовых чеках за лепешку и на полях сахарной свеклы за похлебку из свекольной ботвы. И тогда, когда поступил во Фрунзенский строительный техникум на специальность «Архитектура сельских населенных мест», а затем на физмат пединститута. Будучи студентом, мог не служить в армии, но перевелся на вечернее отделение и ушел в танковые войска. В армии же, чтобы не терять времени, поступил на заочное отделение в Ростовский геолого-почвенный институт. Добровольно пошел на фронт, просто не мог иначе. Когда бежал из плена, друзья-бельгийцы предлагали спрятаться у них и переждать войну, но Голованев, рискуя жизнью, под видом глухонемого крестьянского парня, надев немецкую фуражку и повязав на рукав траурную повязку, через всю фашистскую Германию возвратился к своим, чудом добравшись до Эльбы. Войну он закончил лейтенантом в 612-м минометном полку, но попросил записать его рядовым. Такое уж было время непростое: бывших военнопленных могли отправить уже в советские лагеря! И потом много лет КГБ не оставляло в покое своими расследованиями...

alt

Город своего будущего

После войны А.Голованев строил в Берлине демаркационную линию, при штабе дивизии оформлял панно, витражи, плакаты. Как толковому специалисту ему предложили жилье, хороший оклад и должность, однако он рвался на Родину осуществить заветную мечту - «построить как можно больше крыш». И этот город вскоре поднялся уже не только в его воображении, но и наяву! Дом спорта, Аламединский райком партии, здание райкома партии Ленинского района, кинотеатр «Октябрь», здание горкома с конференц-залом, ЦК комсомола, 56-квартирный жилой дом на углу бульвара Дзержинского и Киевской, общежитие Киргосуниверситета более чем на 300 мест со столовой на 500 мест, библиотекой, почтовым отделением и бытовыми помещениями... А еще 12-этажный жилой дом с универмагом «Детский мир» на проспекте Мира, многоквартирный жилой дом с магазином «1000 мелочей» - все эти знакомые нам с детства здания возведены по проектам Александра Андрияновича - главного архитектора проектного института «Кыргызгипрострой» (ранее «Киргоспроект»). С этой организацией неразрывна его творческая судьба.

Под его руководством велась работа над проектами аэропорта «Манас» и ряда пансионатов и санаториев на озере Иссык-Куль. А за лучший проект ВДНХ Голованев награжден серебряной медалью. Совершенно без преувеличения можно сказать, что он один их тех уникальных людей, которые сумели сформировать родной и привычный каждому жителю облик столицы.

Хранитель истории

В альбоме у Александра Голованева, ровесника XX века, бесценного рассказчика, редкий фотоархив. Перебираю снимки города начала и середины прошлого столетия, и перед моими глазами разворачивается его история. Когда Саша Голованев родился, город Пишпек насчитывал около 17 тысяч жителей. В центре стояли несколько деревянных и кирпичных зданий, две церкви - Никольская и Серафимовская. Всюду невзрачные глинобитные домишки, узкие кривые улицы. Воду брали прямо из арыков. С наступлением темноты все погружалось в кромешный мрак. Лишь вокруг Дубового парка мерцало несколько керосиновых фонарей, а в глубине его тарахтел движок, дающий свет единственному в городе кинотеатру «Эдисон». Но зато как прекрасен был зеленый наряд города! Величавые дубы и карагачи, статные тополя, нежные березы и белые акации, яблони и вишни защищали жителей от палящих солнечных лучей. Окружающие город земли были потрясающе красивы - невероятный сказочный ковер из подснежников, ирисов, тюльпанов различной окраски... Жаль, что новые поколения никогда не увидят родной город в таком чудесном обрамлении!

Александр Андриянович обладает еще одним удивительным даром - умением оживлять свои воспоминания. «Сами названия улиц давали людям представление об образе жизни горожан. На улице Ключевой (ныне Манаса) вплоть до 40-х годов было множество ключей и родников, бьющих из-под земли. На Купеческой (проспект Чуй) были сосредоточены магазины и караван-сараи. На Лазаретной (ул.Московская) и Больничной жили лекари. Улицы Западная (Турусбекова), Южная (Боконбаева), Ат-Башинская (бульвар Молодой Гвардии) отражали другую реальность - перевозку грузов. Сейчас каждый школьник знает, что через столицу протекают две реки: Аламедин и Ала-Арча. Тогда их было четыре. Сейчас нет речек Базарная и Ключевая - они исчезли навсегда. Аптека на перекрестке Чуй - Уметалиева, которую в городе знают все, старейшая в городе. И кто сейчас может представить, что на месте 9-этажки с магазином «Океан» прежде стоял магазин дунганина Мая, а на месте бульвара Молодой Гвардии был просто пустырь-скотопрогон!

Архитектор продолжает нить воспоминаний о том, как железнодорожная станция «Пишпек» находилась прямо в степи, а первый самолет приземлился на пересечении улиц Московской и Логвиненко. Мало кто знает, что всеми любимый Ботанический сад размещается на месте захоронения людей, умерших от голода в 1932-1933 годах.

Голованев-Нарынградский

Наследие члена Союза архитекторов КССР А.Голованева поистине огромно и не ограничивается только рамками столицы. Им разработан генеральный план города Нарына. Как только в 1972 году была образована одноименная область, по его проектам началось строительство 4-этажных жилых домов, драматического и кинотеатра, зданий облсовпрофа и прокуратуры. А за проект административной площади архитектору была присуждена бронзовая медаль ВДНХ СССР. По сей день нарынчане гордятся своим областным центром. Они говорят: «Семенов был Тян-Шанский, а Голованев - Нарынградский!».

И это неслучайно, именно он «дал крыши» жителям, чьими  домами до того являлись почти что кротовые норы. Так прозвал Голованев убежища для людей, представляющие собой  перекрытые досками ямы: «Я не мог без ужаса смотреть, как во второй половине XX века люди буквально заползали в такие жилища. Теперь я - один из немногих тому свидетелей. Я решил во что бы то ни стало изменить условия жизни простых людей к лучшему. В течение 8 лет каждые выходные ездил в Нарын, курировал работу на местах. Чаще не получалось, так как шло очень напряженное строительство во Фрунзе и других городах республики».

Возвращая по счетам

По проектам Александра Андрияновича возведены объекты в Караколе, Кара-Балте, Токмаке, Новопокровке. Кажется невероятным, что так много успел сделать один человек! Судьба одарила его неистощимой любовью к жизни, озаренной ярким пламенем творчества и безмерной благодарностью всем, кто протянул руку помощи, помог спастись от неминуемой смерти. Кто как не он, прошедший ужасы концлагеря, множество раз прощавшийся с жизнью, знает ей цену! Когда в 1968 году в Ташкенте случилось разрушительное землетрясение, Голованев воспринял эту трагедию как свою личную. И результатом явилась победа на всесоюзном конкурсе его проекта микрорайона «Чиланзар», занявшего 1-е место.

Будучи уже пенсионером и попав на стационарное лечение в больницу, А.Голованев совершенно бесплатно разработал проект пристройки к хирургическому корпусу в парке имени Фучика. Творческую активность и бескорыстие он сохранил до настоящего времени. Талант - вот пароль, который и поныне собирает неординарных людей вокруг Александра Голованева. Ведь если б не было их, из чего бы мы создавали будущее?

Фото из архива Александра Голованева.

Бизнес