19:32
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96
Взгляд

Не хочу жить в доме терпимости

Однажды я ехала на такси, и мы попали в пробку. Дело было днем в центре Бишкека - на оживленном перекрестке у ЦУМа. Причиной затора стал местный водитель, в машине у которого произошла поломка. Открыв капот, он стал копаться в моторе прямо посреди дороги. Гудки скопившихся автомобилей, казалось, его совершенно не волновали.

- Вот такой у нас менталитет! - сказала я в сердцах.

- А что это такое? - спросил меня водитель-кавказец.

- Ну это образ мыслей, мировосприятие человека. Вот если он привык не считаться с людьми, то и не видит в этом плохого, - ответила я. - А как бы вы поступили на его месте?

- Да просто поднапрягся бы и откатил машину к обочине, чтобы проезду не мешать.

- Ну до этого сложно додуматься. По виду он человек сельский. Встретил на дороге приятеля - остановился, руку пожал. Считает, что все ему должны прийти на помощь. Он же в своей стране, какие могут быть неудобства? И все это, заметьте, без злого умысла.

- Я тоже в своей стране. Я здесь родился и вырос, - сказал в сердцах мой собеседник и пошел помогать недотепе откатить машину к бордюру.

А буквально на днях, когда я снова ехала на машине, перед нами пытался вклиниться в ряд очередной водитель. Он высунулся из окошка и, прижимая руку к сердцу, кивками просил пропустить его. Однако элементарно включить сигнал поворота ему и в голову не пришло, словно он и не сдавал экзамен на вождение автомобиля. Тоже менталитет..., некая «совокупность умственных и духовных установок, присущих отдельному человеку и общественной группе». Однако подобная «совокупность установок» далеко не всегда бывает столь безобидной.

Вот что пишет в своем блоге врач скорой медицинской помощи по имени Егор.

«Еще один ночной вызов. Повод: автонаезд. Две очень пьяные молодые девушки вышли из ночного клуба Apple и переходили дорогу в неположенном месте. Хотя я не совсем понимаю, как в таком состоянии вообще можно передвигаться. Одна из них лежит, вторая ходит рядом. Взяли в машину. Обработали раны, установили капельницу. Я давно не слышал столько мата в свой адрес, столько оскорблений. Но я же, ептыть, доктор! Я должен с пониманием относиться! Должен держать себя в руках и улыбаться в ответ на то, что какая-то малолетняя пьяная девка объясняет мне, что я с ней плохо обращаюсь, находясь в ЕЕ стране. Это напрягает больше всего. Наш водитель сказал, когда уже в четверку приехали: «Я удивляюсь вашему терпению, я бы ее точно госпитализировал с диагнозом вывих головного мозга...».

А мы чего... привели машину в порядок после этого, попили кофе, посмеялись... и дальше поехали, по ИХ стране...».

Далее следовали комментарии, вот некоторые из них:

- Суперзапись! Вроде, о плохом..., но хорошо.

- Твое умение видеть сквозь грязные окна зеленые листья и чистое небо очень пригодится тебе в жизни.

Думаю, что такое умение оставаться человеком даже в крайне сложной ситуации может пригодиться каждому. Потому что живем мы в одной стране - нашей, общей. И всем нам надо учиться одновременно простому и сложному, как мир, качеству - терпению к чужому образу мыслей, поведению, чужим обычаям, верованиям, мнениям, идеям. То есть уживчивости или, говоря научным языком, толерантности.

Много о ней говорят в последнее время... И никак нам без этого не обойтись, ибо толерантность, как определяет понятие словарь, «является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанных с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека». К сожалению, этот общезначимый принцип общения постоянно нарушается, ограничивается или категорически отвергается на межличностном, межгрупповом и государственном уровнях. Многие считают свою позицию или свою ментальность исключительно верной, не поддающейся никакой коррекции. Этаким единственно правильным рецептом достижения благосостояния и счастья.

Не этим ли объясняется поведение самозахватчиков земель, чему мы регулярно становимся свидетелями? Не потому ли насмерть столкнулись два этноса, веками живущие рядом на юге страны?

«В Кыргызстане незаконному захвату земель часто потакают власти разного уровня», - заявил ИА «24.kg» политолог Орозбек Молдалиев, комментируя ситуацию вокруг самозахвата земель в Кара-Сууйском районе Ошской области.

По его мнению, сейчас многие считают, что земельные наделы по всей республике среди граждан распределены неравномерно. «Это очень опасные заявления, ведь площади распределяются в каждом регионе, селе или районе исходя из ресурсов. Это демагогия, потому что нельзя везде предоставлять землю одинаково», - говорит политолог.

Комментируя заявления некоторых карасууйских самозахватчиков о том, что земли, принадлежащие ранее узбекам, должны быть переданы кыргызам, Орозбек Молдалиев отметил, что это может привести к очередному межэтническому конфликту. «Это может спровоцировать напряжение. За захватами в Кыргызстане всегда стоят какие-то люди, организаторы и направляют действия общей массы. Простые люди, зная, что у земель есть законные хозяева, не предприняли бы захватов массового характера», - считает он.

По мнению политолога, государство в случае самовольного захвата земель должно действовать строго на основании законов. «Многие уверены в своей безнаказанности, и иногда власти потакают таким настроениям», - заключил Орозбек Молдалиев.

Не эти ли настроения лежат и в основе законов о титульной нации и нацменьшинствах, которые недавно инициировал советник президента переходного периода по политическим вопросам Топчубек Тургуналиев? Очень опасная инициатива.

В своей статье от 25 ноября 2010 года политический обозреватель ИА «24.kg» Данияр Каримов писал: «Новое поколение граждан республики характеризуется более узким кругозором, низкой образовательной базой и, как следствие, большой внушаемостью... В силу низкой образовательной базы представители нового поколения не могут рассчитывать на достойную работу и собственное будущее. Молодежь радикализуется, нередко ищет себя в экстремистских или криминальных группах».

«Социально-политический и государственный кризис в Кыргызстане, - считает он, - во многом связан с попыткой строительства моноэтнического государства. В первые годы независимости по стране прокатились увольнения граждан, занимающих ответственные посты в госаппарате, на предприятиях, в силовом блоке, но не подходящих молодой национальной республике по «пятой графе».

Убеждена, что, по сути, за мировоззренческим «абсолютизмом» скрываются корыстные интересы правящей элиты, которые с легкостью переступают границы законности и морали. Но элиты - и мы уже не раз тому были свидетелями за последние несколько лет - имеют обыкновение быть поверженными. Источником власти был и остается народ. Замутить воду в источнике просто, но со временем она вновь становится чистой. Реальность такова, что люди разных национальностей просто обречены на совместное проживание, а поэтому должны научиться терпению, выработать своеобразные принципы «джентльменского поведения», чтобы наш общий дом не превратился в дом терпимости.

Бизнес