Основные проблемы безопасности на постсоветском пространстве определяются наличием наркотрафика из Афганистана. Дестабилизация ситуации в этой стране напрямую отражается на безопасности Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана. К сожалению, деятельность антитеррористической коалиции во главе с США не привела ни к уменьшению наркотрафика, ни к стабилизации в стране.
Провал НАТО?
Семь лет войны и крупнейшая в истории НАТО военная операция не смогли принести стабильность в Афганистан. Более того, сегодня очевидны большие противоречия в подходах по урегулированию афганской проблемы среди союзников. Так, Канада заявила о выводе своего контингента, в случае если США не направят дополнительные силы в южную афганскую провинцию Кандагар, а Германия вообще отказалась посылать дополнительный воинский контингент, а также передислоцировать уже имеющийся в более опасные южные регионы.
По мнению ряда экспертов, ситуация в Афганистане близка к катастрофической. Так, в недавно опубликованном докладе представители «Атлантического совета в США» заявили, что операция НАТО зашла в тупик и без срочных перемен Афганистан может частично или полностью развалиться. В другом докладе Группы по изучению Афганистана (Afghanistan Study Group) во главе с американским генералом Джеймсом Джонсом (бывшим главнокомандующим силами НАТО в Европе) обозначено, что «насилие в стране переживает новый подъем, решимость мирового сообщества слабеет, имеющиеся в Афганистане военные силы малочисленны, а экономическая помощь – недостаточна». Таким образом, на разных уровнях, в том числе на прошедшей встрече руководителей НАТО в Бухаресте, ситуация в Афганистане оценивается как сложная и требующая нового уровня взаимодействия между союзниками.
Пока в НАТО спорят, руководство США предпринимает шаги по возобновлению отношений с Ташкентом. На прошедшей в январе встрече командующего Центрального командования США адмирала Фаллона с президентом Исламом Каримовым были обсуждены вопросы сотрудничества в военной сфере. Данная встреча сама по себе является знаковым событием (напомним, что Узбекистан обвинил США в поддержке андижанских событий в 2005 году) и, возможно, даст начало новому диалогу.
ОДКБ также пристально наблюдает за ситуацией, поскольку Таджикистан и Узбекистан имеют общую границу с Афганистаном, а в Кыргызстане расположена военная база антитеррористической коалиции. Вполне возможно, что эскалация насилия в Афганистане приведет к формированию нового геополитического расклада, в котором роль ОДКБ и России усилится. Ведь, несмотря на ухудшение ситуации в Афганистане, еще не все потеряно. Но для ее кардинального изменения необходим новый подход со стороны международного сообщества, в котором должно учитываться более активное участие государств ЦА в процессе восстановления страны.
Риски для Центральной Азии
Для стран ЦА ситуация в Афганистане в контексте процесса диверсификации энергомаршрутов имеет все возрастающее значение, и дестабилизация в этой стране грозит срывом многих перспективных проектов. В ноябре 2007 года в Кабуле при поддержке Всемирного банка и Азиатского банка развития подписан контракт на сумму $500 миллионов о передаче электроэнергии из Центральной Азии в страны Южной Азии. На первом этапе контракт предусматривает передачу 1200 мегаватт электроэнергии из Кыргызстана и Таджикистана в Пакистан через территорию Афганистана. Длина ЛЭП от таджикско-афганской границы до Пакистана составит 750 километров. Министр энергетики и водных ресурсов Афганистана Исмаил Хан сроком завершения реализации данного проекта назвал 2012 год, конечно, если в Кабуле будет все спокойно.
Помимо возникающих экономических рисков ситуация, складывающаяся в Афганистане, привела к новым угрозам, которые будут влиять на развитие государств ЦА. Для Кыргызстана и соседних стран дестабилизация Афганистана ведет к ухудшению ситуации в сфере внутренней безопасности. Усиление криминальных и экстремистских структур, питающихся от афганского наркотрафика, может в ближайшем будущем влиять на легальные институты власти. Это, в свою очередь, будет опорой для формирования нестабильного и депрессивного пространства в ЦА, а также основой перманентных вспышек передела собственности и насилия. Особую опасность вызывает также тенденция наркотизации экономик государств Центральной Азии. Данных о проникновении наркокапитала в государственные и экономические институты стран ЦА, к сожалению, нет, но на фоне всепроникающей коррупции они, безусловно, присутствуют, и это вызывает опасение.
Очевидно, что в такой ситуации государства ЦА готовы более активно включиться в процесс восстановления Афганистана, в том числе через ОДКБ. Об этом неоднократно заявляли на разных уровнях. Однако пока политическая повестка по вопросам обеспечения безопасности в СНГ замыкается на формировании общности союзников вокруг России и согласовании их национальных интересов, это не дает возможности постсоветским соседям Афганистана свободно и самостоятельно выступать по большому спектру международных проблем, к которым относится и Афганистан. На этом фоне становится очевидным: тот, кто сможет развязать афганский узел, безусловно, будет носителем новых механизмов международной безопасности.