09:01
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96
Взгляд

Чиновнику закон не писан?

Около месяца в Кыргызстане действует закон, запрещающий чиновникам, депутатам и их родственникам, на которых зачастую оформляются компании, участвовать в государственных тендерах. Несмотря на запрет и установленную административную ответственность, в списках победителей и подрядчиков продолжают пестрить названия фирм и громкие фамилии высокопоставленных персон.

Разрабатывая законопроект, депутаты объясняли, что в развитых странах - Сингапуре, Японии, США - запрещается участвовать в государственных тендерах компаниям, принадлежащим высшим должностным лицам или их близким родственникам. Кыргызстану до уровня развитой еще далеко, но имитацию бурной деятельности и «борьбу» с коррупцией власти активно изображают.

По новому закону закупающая организация должна проверять, кто является учредителем компании-участника, и если им является чиновник или его родич, на этом основании можно отклонить заявку. Следует отметить, что в тендерах запрещается участвовать лицам, занимающим высшие политические должности. К ним относятся президент, депутаты Жогорку Кенеша, члены правительства, судьи Верховного суда и Конституционной палаты, председатель и аудиторы Счетной палаты, сотрудники прокуратуры и других правоохранительных органов, а также их родственники.

Начальник управления методологии и анализа государственных закупок Министерства финансов Акжигит уулу Мелис рассказал ИА «24.kg», что к ним поступают только итоги проведенных тендеров, и отследить, кто в них принимал участие или отменить результаты, они не могут. «По закону нужно отклонять заявки компаний чиновников, так как они являются аффилированными. Но выявить их могут только закупающие организации, которых более 3 тысяч. В настоящее время мы направляем им письма с подробной информацией о том, как нужно поступить. В уставе компании указывается учредитель. Также эту информацию можно запросить у Министерства юстиции. Закупающая сторона должна исключить однофамильцев или на уровне разговоров выявить компанию, за которой стоит высокопоставленный чиновник. Это очень сложно доказать, так как четкого механизма нет, а обходных путей сотни», - пояснил он.

На деле же это не удается сделать даже правоохранительным органам. Ни для кого не секрет, что беловоротничковые оформляют фирмы на родственников под другими фамилиями или на доверенных лиц. Чаще они и вовсе открещиваются от состоятельных детей, поясняя это тем, что они взрослые люди и сами достигли ошеломляющего успеха. За примером далеко ходить не надо. Сыновья президента Алмазбека Атамбаева - Сеидбек и Сейтек - возглавляют посредническую энергокомпанию «Автомаш-энерго». Однако процедуры получения лицензии на перепродажу электроэнергии в департаменте по регулированию топливно-энергетического комплекса при Минпроэнерго настолько сложные, что без лобби здесь не обойтись. Простой гражданин вряд ли сможет влиться в ряды посредников, если, конечно, не большие откаты или власть имущие родственники.

К слову отмечу, что на портале государственных закупок победителем на поставку трактора с погрузочным оборудованием за 1 миллион 249,5 тысячи сомов признано ОсОО «Автомаш-радиатор», руководителем которого является Владимир Конин, а учредителем - АООТ «Кыргызавтомаш» Юрий Васильев. Последний также состоит в учредителях «Автомаш-энерго». Что примечательно, по данным Министерства юстиции, Алмазбек Атамбаев до сих пор является главой Объединения юридических лиц «Корпорация «Кыргызавтомаш». В него входят ООО «Автомаш-экол», «Автомаш-радиатор», «Автомаш-энерго», ОАО «Кыргызавтомаш». Сыновья президента состоят в учредителях и в ООО «Автомаш-экол».

Всем известна причастность первого вице-премьер-министра Тайырбека Сарпашева к многочисленным фирмам «Градиент», из-за которых он чуть не лишился портфеля. Нависшая угроза и сейчас его не пугает. В один и тот же день, когда президент подписал закон, запрещающий чиновникам участвовать в тендерах, компания Сарпашева выигрывает тендер на поставку нефтепродуктов для мэрии Бишкека. При этом, как и раньше, цена поставщика в несколько раз превышала запланированную. Муниципалитет выделил на покупку 83 тысячи сомов, но «Градиент» поставит топливо и масло на 1 миллион 683 тысячи 175 сомов.

Активно участвует в государственных закупках и компания министра энергетики и промышленности Осмонбека Артыкбаева. Итоги последнего тендера, в котором победило ОсОО «Неман-Фарм», подвели 6 июня, несмотря на то, что заперт действует с конца мая. Куда смотрело руководство Республиканской клинической инфекционной больницы, принимавшее документы и наверняка осведомленное, кому принадлежит «Неман-Фарм», неизвестно.

Делает вид, что не знает, с кем имеет дело, и нарушает нормы закона Жайылский психоневрологический дом-интернат, закупающий с 17 мая медикаменты у фирмы Артыкбаева. В списке поставляемых лекарств числится 61 наименование, которое «Неман-Фарм» предлагает дороже, чем интернат готов купить. К примеру, на покупку 50 упаковок галоперидола закупающая организация заложила 4 тысячи сомов, но купила за 4,180 тысячи, которые выставил поставщик. Или на 20 упаковок мидокалма выделялось 4 тысячи 40 сомов, а «Неман-Фарм» меньше чем на 4 тысячи 484 сома не согласился. На 30 упаковок палина интернат заложил 6 тысяч 60 сомов, но купил за 7 тысяч 182 сома. И такие расхождения в стоимости не редкость.

Стоит отметить, что депутаты, принявшие закон, также игнорируют запрет. Договор субподряда на комплекс общеплощадочных работ по пионерной базе строительства Верхненарынского каскада ГЭС заключен с ОсОО «Строй NEXT», учредителем которого значатся Андрей Кисленко и Джамиля Кулова - дочь лидера парламентской фракции «Ар-Намыс».

Пока никто не спешит проводить проверки соблюдения требований закона. Его принятие выглядит как очередной документ для галочки, чтобы не быть хуже других. Однако в законе четко определена ответственность нарушителей. В Кодекс об административной ответственности внесены существенные дополнения. Участие поставщиков, учредителями или участниками которых являются лица, занимающие высшие политические должности, и их родственники, в тендерах, проводимых за счет республиканского или местного бюджета, бюджетов государственных или муниципальных предприятий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одной тысячи расчетных показателей, или 100 тысяч сомов. Но смогут ли правоохранительные органы выявить нарушителей? Ведь у них нет даже механизма работы. А у чиновников и депутатов, видимо, нет ни совести, ни морали, раз они продолжают набивать карманы на нищем государстве.

Бизнес