16:21
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94
Выборы

Под обаянием власти

В Кыргызстане последние пару лет идут судебные громкие процессы по делу бывших руководителей высокого полета. На скамье подсудимых министры, депутаты... Ситуация дает повод задуматься над тем, почему облеченные столь серьезной властью люди не оправдали доверия народа, а избиратели испытали разочарование.

О том, зачем люди идут во власть, написаны тома исследований. Но даже самый рядовой гражданин понимает, что явных причин тому несколько. Одни ощущают в себе мощный потенциал руководителя и не представляют себя в роли подчиненного, другие потакают собственным амбициям, третьи собираются оберегать свой драгоценный бизнес, а кто-то намерен взвалить на себя столь тяжелое бремя ответственности исключительно из любви к Отечеству. Как правило, именно о последнем говорит каждый из кандидатов в нардепы. Мол, любовь к Родине покоя не дает, спать невозможно по ночам, руки так и чешутся: чертовски хочется работать! Все для тебя, дорогой народ!

Лавры достаются тем, кто сумел убедить в этом электорат. Психологи отмечают, что лидер должен быть достаточно уверенным в принятии политических решений, чтобы суметь передать эту уверенность обществу.

В нашей стране, которая находится в состоянии перманентных выборов, вопрос «Кого выбирать?» стоит очень остро. Только на последних выборах президента порулить захотели более 80 человек. Среди них были и экс-депутат Камчыбек Ташиев, продемонстрировавший в октябре 2012 года «вид сзади» всей республике, за что и поплатился мандатом. Еще доктор Апас - многолетний участник всех президентских кампаний, которого удача все время обходит стороной. Видимо, только за упорство электорат дарует ему 0,5 процента своего доверия. И, конечно, лидер Партии зеленых Эркин Булекбаев, возглавивший после кровавых апрельских событий финансовую полицию. Как только лишился портфеля, по традиции, сложившейся на «островке демократии», примкнул к стану оппозиции. В первых рядах борцов за президентство был и «совесть» Жогорку Кенеша Турсунбай Бакир уулу. Это он занят серьезным государственным делом, борьбой с короткими юбками, высокими каблуками и блузками с декольте.

А сколько было желающих порулить в законодательной ветви власти - и не перечислить.

При этом каждый из кандидатов был уверен, что способен своей персоной осчастливить государство. Проигрывать в Кыргызстане не умеют. Даже те претенденты на высший политический пост, кто по итогам выборов набирает смехотворные проценты, едва преодолевая обозначенный избирательным законодательством барьер, тут же начинают заявлять о беспрецедентных нарушениях и подтасовках. Вытащить же бревно из собственного глаза, провести работу над ошибками и проанализировать, почему не внушаешь населению доверия, никому в голову не приходит.

Однако в этой ситуации, когда «мы выбираем, и нас выбирают, и это часто не совпадает», как поется в известной песне, кыргызстанцам важно подготовиться к предстоящим выборам и определить для себя, какого человека они хотели бы видеть во властных структурах.

Почему наши надежды не оправдываются, почему мы так легко обманываемся? Может быть, правы те, кто просто не верит в честность процесса? Недаром же в обществе возникла целая прослойка людей, которые принципиально не ходят на выборы. «Я не пойду на выборы, - говорят они, - потому что...». И здесь возможны варианты: «мой голос ничего не решает»; «результат предсказуем»; «не хочу быть со стадом».

Не верят простые смертные и в предвыборные обещания политиков. Понимают: в них много лжи, а мнение какой-нибудь эже с улицы на самом деле никого не интересует. Большинство граждан, уже в который раз наступая на одни и те же грабли, выбирают тех, чьи имена на слуху. При этом мало кто верит, что власть будет искренне заботиться о народе, что там, наверху, услышат конкретного человека, его просьбу.

На первый взгляд кажется, что это диаметрально противоположные группы избирателей. Но есть у них и нечто общее - равнодушие к процессу. И с таким настроением в обществе мы сталкиваемся все чаще. Это ли не беда?

Психологи отмечают, что низкий уровень притязаний у человека нередко объясняется его абсолютным бесправием, тем, что настоящий серьезный труд в нашей стране не становится источником положительных эмоций. Жизнь рядовых крестьянина, педагога, врача, шофера, строителя представляет череду безрадостных дней, тяжелый каждодневный труд ради выживания. Он не обеспечивает полноценной жизни, возможности построить добротный дом, оснастить его современной техникой, облегчить домашнюю работу и хотя бы изредка путешествовать, смотреть, как живут другие люди, сравнивать.

В Кыргызстане жизнь несостоятельных граждан, а таких, особенно в провинции, большинство, пуста, бессмысленна. Человек просто проживает жизнь, не заморачиваясь высокими материями. И если кандидат во власть принесет особо нуждающимся мешок муки или угля, накормит пенсионеров к празднику, покрасит перила на шатком мостике через речку, то, считай, он и победил. Другие и этого не сделали...

Проголосовавшие за них граждане легко управляемы, зависимы от власти, идут на поводу их решений. Впрочем, далеко не обо всех решениях власти они, вообще, знают. Своеобразными божками для них становятся их избранники, которые от их имени заседают во властных структурах. Зачастую граждане слепо действуют по их указке. Верховная власть просто недоступна, а местные здесь, рядом. Они судят и милуют, кормят... А тех, кто провинится, могут и работы лишить.

В такой среде человек, пробившийся во власть, - своего рода герой. А каковы мотивы его - дело десятое. И правда, каковы мотивы? Психологи утверждают, что у лиц, видящих пятую точку опоры своего тела в начальствующем кресле, необычайно сильна потребность во власти как таковой.

«Эти личные ценности или потребности могут быть рассмотрены как важнейшая часть мотивационной структуры политического лидера. Все политические лидеры являются «стремящимися к власти». Получив ее, они часто пытаются переделать политические институты, по-иному интерпретировать и расширять функции политических ролей или создавать новые, которые удовлетворили бы их потребности. То есть власть - это некая ценность. Человек испытывает потребность в обладании ею или переживании опыта санкций или влиянии по отношению к другим людям, определяет «потребность во власти» как желание достичь власти, этой высшей ценности», - говорит американский исследователь Арнольд Джордан.

Каждые новые выборы дают избирателям возможность разглядеть таких кандидатов, дать им оценку. И не поверить, проголосовать против. А с тех, на кого все-таки надежда есть, спросить конкретно: «С чем идешь во власть?».

Пора осознать, что каждый избранник во власть должен не просто заявить о своих благих намерениях. Нет таких, кто бы сказал, что придет и развалит всю работу, все обещают лучшее. Пора повзрослеть и по-взрослому спрашивать с кандидатов, какова их программа, что пошагово они собираются улучшить для своего региона и государства в целом, что построить, что вырастить, какую трассу проложить или какой мост возвести. И тогда, возможно, у наших избранников появится шанс оставить след в истории, а не просто наследить и оказаться на скамье подсудимых.

Бизнес