07:33
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96
Экономика

Карыбек Ибраев: Несовершенство законодательства в Кыргызстане позволяет отдавать месторождения в разработку без тендеров

В связи с аннулированием лицензии, выданной правительством Кыргызстана иностранным инвесторам на разработку золоторудного месторождения Джеруй, в республике вновь стали активно обсуждать проблемы горнопромышленного комплекса и целесообразное использование имеющихся в стране природных ресурсов.

В интервью ИА «24.kg» руководитель секретариата концессии по Инициативе повышения прозрачности добывающей отрасли в КР Карыбек Ибраев поделился видением ситуации и обозначил возможные пути решения сложившихся в горной промышленности проблем.

- В каком состоянии сейчас находится процесс присоединения Кыргызстана к Инициативе прозрачности добывающих отраслей?

- Инициатива прозрачности добывающих отраслей выдвинута в 2002 году. С тех пор она получила поддержку многих, включая правительства стран, нефтяные, газовые и горнорудные компании, промышленные ведомства, международные и неправительственные организации, инвесторов. В связи с этим в 2004 году в рамках реализации политики добросовестного управления и для повышения прозрачности в действиях государственных органов нашей страны и открытости информации о деятельности добывающих компаний правительство Кыргызстана также присоединилось к Инициативе прозрачности добывающих отраслей, признавая и поддерживая ее принципы. Как известно, если ИПДО - это международный стандарт, то валидация - это оценка прогресса его внедрения в каждой отдельно взятой стране. На этом пути проделана большая работа. В 2010 году мы прошли процесс валидации. Чтобы успешно ее пройти, стране необходимо соответствовать ряду требований гласности, прозрачности, независимой оценки и аудита всех существенных платежей от добывающих компаний в пользу правительства. По итогам валидации Кыргызстан приобрел статус, близкий к соответствию страны-последователя ИПДО.

По необходимым критериям валидации ИПДО Кыргызстан получил положительное заключение, осталось лишь два критерия, по которым необходимо предпринять две корректировки для полного ее прохождения. Думаю, в ближайшее время мы сможем пройти этот этап, и тогда наша страна обретет статус страны-последователя ИПДО, что, несомненно, повысит ее инвестиционный рейтинг. В настоящее время большинство крупных компаний, занятых в добывающей отрасли, осваивают принципы и формы отчетности по ИПДО, а в дальнейшем, по мере приобретения опыта, такая система отчетности должна быть обязательно внедрена в практику всех горнодобывающих предприятий. К текущему моменту из 37 стран это своеобразное испытание удалось пройти только пяти - Азербайджану, Либерии, Монголии, Гане и Восточному Тимору, получившим статус стран-последователей ИПДО. По различным оценкам, в том числе международных экспертов, у Кыргызстана есть хорошие шансы повторить успех этих пяти стран. Если мы пройдем валидацию, это станет еще одним сигналом для инвесторов о том, что деловой климат в стране позволяет вести взаимовыгодное сотрудничество.

- Насколько полно, по вашему мнению, сейчас используются запасы природных ископаемых в Кыргызстане?

- Однозначно ответить трудно. Наибольший прогресс наблюдается в разработке месторождений строительных материалов. Много лицензий выдано на розлив минеральных вод. В то же время, несмотря на большое количество выданных лицензий на золоторудные месторождения, активно разрабатываются только Кумтор и Макмал. Разрабатывается также ряд небольших россыпных месторождений, ведется строительство рудников на месторождениях Иштамберды, Курутегерек и на других. Месторождения Джеруй и Талды-Булак Левобережный пока стоят нетронутыми. У нас также есть крупные разведанные месторождения олова и вольфрама, на которых нет явной активности. Практически остановлена добыча сурьмы и ртути. В Кыргызстане есть месторождения редкоземельных элементов. В связи с огромным спросом на это сырье Китай, основной его поставщик, установил ограничивающие квоты на их вывоз за рубеж. Поэтому многие инвесторы заинтересованы в разработке месторождений редкоземельных элементов. Кроме того, Кыргызстан обладает большим резервом по железу. При постоянной тенденции роста цен на металлы, государство может с выгодой для страны использовать эти резервы.

- Какие аспекты в сфере горнорудной промышленности требуют более пристального внимания?

- Следует особо выделить проблему лицензирования наших месторождений, причиной которой является несовершенство нашего законодательства. До последнего времени лицензии выдавались бесплатно. На государственном уровне поощрялась такая политика: приходи, создавай рабочие места, плати налоги и забирай все, что накопаешь. В первые годы независимости страны она себя вполне оправдывала. Но времена меняются, как и рыночная конъюнктура. Цены на золото, к примеру, бьют все рекорды. Поэтому необходимо менять и соответствующее законодательство, которое позволило бы по справедливой цене, не в ущерб государству продавать инвесторам наши месторождения. Кстати, в последнем проекте Закона КР «О недрах» особо учтены вопросы лицензирования недропользования.

- Насколько прозрачно проводили тендеры на разработку крупных месторождений в КР в последние два года?

- По моим наблюдениям, в последние два года не было проведено ни одного тендера по крупным месторождениям. Несовершенство законодательства позволяло и позволяет отдавать месторождения в разработку без каких-либо тендеров.

- Оцените, пожалуйста, инвестиционный климат в Кыргызстане. Каковы настроения компаний, желающих сделать вложения в горнодобывающую отрасль?

- Нельзя сказать, что настроение многих компаний «чемоданное». Многие инвесторы лишь приостановили деятельность и внимательно изучают сложившуюся ситуацию. Мы ведь живем в условиях рыночной экономики. Понятно, что политическая нестабильность ухудшает инвестиционный климат. И происходит это оттого, что у серьезного инвестора возникает опасение выйти из правового поля, когда правительство неспособно защищать его бизнес. Я убежден, что местное сообщество и гражданский сектор должны также адекватно воспринимать деятельность таких частных компаний и действовать только в рамках закона. На мой взгляд, формулой благоприятного инвестиционного климата должны стать законы, которые учитывали и защищали бы интересы всех сторон - государства, частного бизнеса и населения, и эти законы должны без исключения выполняться всеми сторонами.

Бизнес