12:42
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Экономика

Декларационная кампанейщина

Система декларирования доходов госслужащих существует во многих странах мира. Западные политики и кандидаты на высокие должности не стесняются признаться, что живут небедно, и в 99 процентах случаев честно рассказывают народу о заработках. Знают: выяснится, что врут, - лишатся и поста, и общественного доверия, а это для них серьезно.

По образу и подобию такую систему в 2004 году ввели и в Кыргызстане. Общественность было понадеялась, что теперь сможет проверить, насколько честны люди, распоряжающиеся государственными деньгами, но не тут-то было. Министры, главы ведомств и прочее начальство, имея по нескольку машин и домов в Кыргызстане и за его пределами, по итогам декларационной кампании оказываются практически нищими.

Голь перекатная

Вот и по итогам последней у министра энергетики и промышленности Аскарбека Шадиева нет ничего, кроме «других видов движимого имущества». Экс-министр социального развития Равшан Сабиров задекларировал дом за 35 тысяч сомов и авто за 20 тысяч сомов. Видимо, ни гроша за душой и у депутатов ЖК Ташполота Балтабаева, Аллы Измалковой, Бактыбека Калмаматова, Улукбека Кочкорова и других.

Как установила Генпрокуратура, 81 госслужащий предоставил недостоверную информацию. Но такое неприкрытое вранье им грозит максимум общественным порицанием, а кого в Кыргызстане это пугало? Государственная кадровая служба (ГКС) отвечает только за сбор самих деклараций, не имея полномочий для проверки их достоверности. Генпрокуратуре же для дальнейшего расследования необходимо возбуждение уголовных дел, а значит наличие заявлений от пострадавших. Пока желающих заявить на депутатов и министров не нашлось.

Повод в очередной раз задуматься над несовершенством декларационной кампании и способах ее изменения дал руководящим сотрудникам ГКС и прокуратуры Всемирный банк. Финансовый институт организовал видеоконференцию с советником Главной комиссии по служебной этике Литвы Александром Зиновичусом. Может, успешный опыт этой страны приживется и в Кыргызстане?

Заграница нам покажет

В Литве декларации не просто подаются госслужащими для «галочки», но и тщательно проверяются. «Мониторинг и контроль - самый важный пункт процесса декларации, - сказал Александр Зиновичус. - Если декларирование не подкреплено контролем, оно не имеет практического значения, оставаясь не более чем декларацией».

И почему в других странах это понимают, а в Кыргызстане делают вид, что нет?

Помимо всеобщей декларации о доходах и имуществе (которую в Литве сдают президент, кандидаты в члены Европейского и литовского парламентов, госслужащие и их супруги, судьи, прокуроры, кандидаты на политические посты и спонсоры политических партий) в этой стране есть еще декларация частных интересов.

«Она отличается от налоговой, - поясняет Александр Зиновичус. - Это не годовая декларация, а актуальная информация, которую дополняют постоянно. Заполняют ее также госслужащие, политики, судьи, прокуроры, а еще лица, работающие в национальных предприятиях и бюджетных отделениях, публичных учреждениях и ассоциациях, наделенных административными полномочиями и получающих деньги из бюджета. Они должны указать сведения не только о себе, но и о супруге, родственниках, в связи с которыми может возникнуть конфликт интересов».

В декларации частных интересов - помимо членства и должности в организациях родственников - указываются подарки стоимостью более 188 евро, которые получил декларант, и сделки, превышающие 753 евро, которые он провел. Декларируются и другие данные и обстоятельства, в связи с которыми может возникнуть конфликт интересов.

«Все декларации о доходах и имуществе проверяются правоохранительными органами, налоговой инспекцией, руководителем органа, в котором работает лицо, а декларации частных интересов проверяет еще и Главная комиссия по служебной этике, - продолжает Александр Зиновичус. - Все данные находятся в открытом доступе на сайте комиссии, а декларации кандидатов на политические посты вывешиваются и на сайте ЦИК, где остаются и после выборов, даже если кандидат не прошел».

Как рассказал эксперт, в Литве избирается 141 депутат. Это значит, что в 2012-м будет около 1,5 тысячи деклараций от кандидатов и еще около 150 тысяч - от госслужащих. Здесь не принято увиливать от требований закона. Проверить каждую физически невозможно, да это и не нужно.

«Уже три года действуют предварительные декларации, которые можно заполнить на сайте налоговой инспекции, - продолжает эксперт. - Налоговики сформировали их, пользуясь внешними источниками - банковскими счетами, пенсионными фондами, реестрами недвижимого и движимого имущества. Если декларант видит неточности, он корректирует документ, хотя данные, как правило, верны, и нужно только это подтвердить».

Если анализ выявил скрытые доходы, проводится тщательный аудит расходов и доходов госслужащего. В случае подтверждения подозрений в укрывательстве декларанту грозит от административного протокола комиссии по этике до уголовной ответственности. «В судах сейчас рассматривается около 20 дел за незаконное обогащение», - отметил Александр Зиновичус.

И подобные меры действуют. За 15 лет работы Главной комиссии по служебной этике в отставку подавали 14 министров.

Закон не писан, а если писан, то не читан

«У нас две проблемы - клановость и то, что 70 процентов экономики находится в тени, и бизнесмены не могут задекларировать свои доходы, - говорит председатель ОНС при Минфине Азамат Акелеев. - Семьи в Кыргызстане гораздо шире, чем в Европе, и кто будет проверять близких декларанту лиц и связанные с ними конфликты интересов?»

О том, что главным препятствием в работе ГКС становится невозможность проверки сведений, говорят и руководители службы. Но как этот вопрос решить, если конфликт интересов возникает уже на стадии принятия законов и постановлений по этому вопросу?

«Нужно создавать комиссию из представителей органов власти, Государственной регистрационной службы, прокуратуры, МВД, ГСБЭП, как в Литве, которая будет рассматривать факты, - уверен статс-секретарь ГКС Бактыбек Сагынбаев. - Мы подали предложение о ее создании».

Судьба инициативы предсказуема. Пока чиновникам выгодна безнаказанность, будет и вседозволенность.

Бизнес