02:55
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96
Экономика

Опасности «безопасного города»

К середине года правительство вплотную приблизилось к началу реализации одного из проектов, заложенных в программе «100 дней» - «Безопасный город». МВД провело тендер на его реализацию. Из 16 компаний, выкупивших тендерную документацию, документы подали всего 6, и победитель пока не определен.

Дело ясное, что дело темное

Вообще о «безопасном городе» говорили давно. Первые попытки разработать нечто подобное предпринимались при Курманбеке Бакиеве. Тогда дело до реализации не дошло, а с приходом новой-старой власти об идее заговорили вновь, включив ее в план развития страны и столицы как собственное новшество. Горожанам в принципе плевать, кому принадлежит авторство, им главное, чтобы улицы и дворы действительно стали безопасными, как обещают.

В январе 2012 года турецкая компания «Экин» представила мэрии и общественности проект «Безопасный город». Тогда стороны декларировали, что его реализация позволит контролировать ситуацию не только на дорогах, но и в общественных местах столицы. А наличие видеокамер наблюдений снизит преступность и количество ДТП. Станет ли обещанное реальностью?

«У нас мало кто понимает, что значит «безопасный город», - уверен директор компании MDN group Нурлан Абдуллаев. И, похоже, он знает, о чем говорит. Его компания - представительство фирмы «ITV Axxon Soft», которая является лидером российского рынка в области разработки интеллектуальных интегрированных систем безопасности и видеонаблюдения. Специалисты ITV разработали многофункциональную программную платформу «Интеллект», которая служит основой проектов «Безопасный город», внедряемых более чем в 60 городах России и за рубежом.

«Безопасный город» - интегрированная интеллектуальная система, призванная осуществлять антитеррористические и антикоррупционные функции и предотвращать техногенные и автомобильные катастрофы. Она способна контролировать различные ситуации и должна быть интегрирована в системы связи и телекоммуникации, иметь ситуационный центр, куда будет стекаться информация», - продолжает он.

Но можно преподнести ее и в гораздо усеченном варианте: поставить камеры, которые будут тупо фиксировать автомобильные номера и передавать данные на сервер.

Лиха беда начало

Первоначально проект «Безопасный город» был рассчитан исключительно на столицу и входил в программу «100 дней». В марте 2012 года прошел первый тендер, на котором определили компанию, которая возьмется за разработку технических условий на внедрение автоматизированной системы видеонаблюдения, фото- и видеофиксации, фото- и видеораспознания в Бишкеке, а также создание единого электронного центра учета и регистрации преступлений.

Разброс цен в ходе тендера был нереальный: от 1 миллиона 288 тысяч сомов, которые предложило ОсОО «Инфодекс», до 5 миллиардов сомов, которые запросила компания «Вега интернешнл». Другие участники тендера, а всего их было 7, также выставили за свои услуги по 14 миллионов, 18 миллионов, 551 миллион и 2 миллиарда сомов. Победителем тогда признали ОсОО «IFS» с ценой предложения по 1 миллиону 140 тысяч сомов за каждый лот.

«Такой разброс цен говорит только о том, что не все компании поняли техническое задание, которое составлено несколько непрофессионально, - комментирует Нурлан Абдуллаев. - Поэтому одни компании предоставили расчеты только на разработку технических условий, а другие - посчитали с учетом закупки и установки оборудования. Получается, что участников ввели в заблуждение, поэтому результаты тендера надо было отменить».

Кроме того, он уверен, что организаторы изначально поставили нереальные сроки реализации проекта - 30 дней. «Чтобы предоставить технические условия для проекта, нужно объехать и обмерить каждый перекресток в городе, провести топографическую съемку местности, где будут установлены видеокамеры, разработать софт, просчитать общий координационный центр, куда будет стекаться вся информация. Словом, работа очень большая», - продолжает он.

Нурлан Абдуллаев считает, что на качественное ее выполнение не то, что месяца - года мало.

Крошечка-хаврошечка

После окончания первого тендера организаторы неожиданно поменяли техническое задание. К «безопасному Бишкеку» вдруг прибавились еще и «безопасные» Ош, Каракол и трасса Бишкек - Каракол. И на все это ОсОО «IFS» разработало технические условия за отведенный месяц.

Кстати, в этот же период оно выигрывает право реализовать еще один не менее амбициозный и дорогостоящий проект - электронный документооборот аппарата правительства. «Возникает вопрос - компетентна ли компания, или это очередное отмывание денег?» - резонно замечает Нурлан Абдуллаев. В самой IFS развеивают опасения и уверяют, что все сделано в лучшем виде.

Спортивный интерес

Полный комплект тендерной документации могли приобрести только те поставщики, которые предоставили письменное заявление, подтверждающее, что у компании есть опыт по внедрению подобных систем в крупных городах иностранных государств. Кроме того, они должны иметь объем поставок на сумму не менее 50 миллионов сомов за последние 2 года и опыт работы с госорганами.

В числе желающих реализовать дорогостоящий проект турецкие компании «Серка Тааххут Иншаат Аноним Ширкети», «Карель электроникс», Ekin Teknoloji и ARCEON teknologi, а также ОАО «ECO E.R.T СО.Ltd», отечественные ОсОО «Акнет» и «Дельта Профи». Традиционные участники последних тендеров в области электронных систем - местная компания Huawei Technologies logies Co.Ltd и китайская корпорация ZTE, а также ОАО «Лоджик», ОсОО «NSP», а также китайская Beijing E-Hualu. Была и компания, которую приглашал к участию в тендере лично вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев - Bosch Group. Однако их участие было скорее знаком вежливости - выкупив тендерную документацию, компания не предоставила необходимых документов на сам тендер.

В очередь за тендерной документацией выстроились также компания CETC INTERNATIONAL CO. LTD, ОсОО «Apex Com» и китайская Beijing JYD Digital tеchnology Company.

Только треть из них действительно намеревалась участвовать в проекте и представила свои предложения. Так, турецкая Ekin Teknoloji готова выполнить его всего за 221,4 миллиона сомов, китайская корпорация ZTE - за 3 миллиарда сомов, отечественная «Дельта Профи» запросила 3,7 миллиарда сомов. Китайская компания Beijing JYD Digital technology Company озвучила цену в 6 миллиардов сомов, а местная Huawei Technologies logies Co.Xtd и того больше - 6,5 миллиарда сомов.

Стоит ли овчинка миллиарда сомов?

Финансирование столь дорогой идеи хотели возложить на доноров и местные власти. Так, во всяком случае, на заседании парламентского комитета по правопорядку и законности заявил заместитель министра внутренних дел Бакыт Алымбеков. «Проект «Безопасный город» не будет реализовываться за счет средств республиканского бюджета, средства изыщем у органов местного самоуправления и доноров», - сказал тогда он. Однако на сайте ведомства источником финансирования изначально значились средства победителя тендера.

Предполагается, что реализовав проект за свой счет, подрядчик будет затем оправдывать вложения, получая часть от начисленных штрафов. Пока речь идет о том, что доход будет делиться 50х50, хотя окончательного решения на этот счет еще не принято.

«Чтобы оправдать вложения и быстрее окупить их, участники тендера могут завысить стоимость проекта, - считает Нурлан Абдуллаев. - Вызывает вопросы и то, какое оборудование и софт установит подрядчик, кто будет оценивать качество работ?».

Он считает, что в Кыргызстане нет экспертов, способных дать оценку такому беспрецедентному проекту. Значит, большая идея с красивым названием «Безопасный город» может скукожиться до сети камер наблюдения, которые будут просто фиксировать номера машин, передавая информацию на сервер. Не ради ли собственного пиара правительство так торопило с разработкой техусловий, а теперь спешит найти подрядчика, который утыкает камерами центральные перекрестки больших городов республики? Ясной картины общественности ни по проекту, ни по плану его реализации и финансирования министры пока не дали.

Время покажет

«Мы тратим более двух миллионов сомов на технические условия, но есть ли смысл в недоработанном, заранее непродуманном проекте? - пишет в своем блоге экс-депутат, лидер Либерально-прогрессивной партии Максат Кунакунов. - Да, камеры - это хорошо, но в условиях, когда само слежение и регистрация нарушений будет проводиться МВД, что изменится? Ах да, просто теперь нажимаешь кнопку Delete и берешь взятку».

Он уверен, что реализация недоработанного проекта несет риск потери государством более 1 миллиарда сомов и предоставление новых коррупционных возможностей в МВД.

Гарантии нужны не только государству, но и подрядчикам, ведь для реализации проекта они будут вынуждены влезть в миллиардные долги. И сколько лет компания будет вытаскивать вложенное? «Эта схема оправдана, посмотрите, как она работает в западных странах, - говорит ответственная за проведение торгов Елена Скаргина. - Все обязанности и гарантии сторон будут прописаны в договоре».

Через пару месяцев Кыргызстан увидит, насколько реальность близка к первоначальной идее. Премьер-министр Омурбек Бабанов требует от милицейского начальства кардинальных перемен системы, которые должны наилучшим образом отразиться на криминогенной обстановке в стране. К концу года он обещает убрать из столицы всех гаишников, заменив их прогрессивными сотрудниками дорожно-патрульной службы. Кстати, на патруль они должны выехать уже с 1 августа 2012, нашпигованные техникой машины закуплены. Если в столице, окрестностях и других городах страны такое рвение к переменам не вызовет всплеска преступности, значит, мы на правильном пути.

Бизнес