03:51
USD 88.81
EUR 95.39
RUB 0.96
Экономика

Кубат Рахимов: Железная дорога Чуй – Фергана станет альтернативой проекту Китай – Кыргызстан – Узбекистан

«Железная дорога Чуй - Фергана станет альтернативой проекту Китай - Кыргызстан - Узбекистан», - заявил ИА «24.kg» международный эксперт по транспортным вопросам Кубат Рахимов.

По его словам, этот маршрут позволит решить сразу несколько проблем: объединит север и юг КР, откроет доступ России к месторождениям КР, а также снимет напряжение в отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном, так как появится альтернативный железнодорожный путь к Ферганской долине. «Проект прост - соединить Чуйскую и Ферганскую долины путем строительства железной дороги с широкой колеей. Дорога будет органичным продолжением железнодорожных путей Казахстана, выйдет на сеть дорог РУз и тем самым обеспечит строительство Центральноазиатского железнодорожного кольца», - сказал Кубат Рахимов.

Он отметил, что необходимо вынести проект на широкое обсуждение, поскольку по нему предлагается три варианта маршрутов железной дороги. «Первый вариант короткий, дешевый и быстрый. При вступлении КР в Таможенный союз у нас исчезают границы с РК. Соответственно при таком раскладе предлагается маршрут Бишкек - Тараз - казахская станция «Маймак», расположенная на нашей территории. Оттуда железная дорога пройдет через Таласскую долину либо на станцию в Токтогульском районе, либо - в городе Таш-Кумыре, поскольку и там, и здесь сохранились транспортные инфраструктуры. Этот маршрут укрепит двусторонний вектор сотрудничества с Казахстаном, но большей частью не охватывает территорию Кыргызстана», - подчеркнул Кубат Рахимов.

«Второй маршрут Бишкек - Суусамыр - Ош пройдет вдоль автодороги Бишкек - Ош. Во-первых, есть автодорога, а значит, и возможность возить стройматериалы, рабочую силу, технику, продукты. А от нее можно строить железнодорожные ветки к месторождениям. Третий маршрут масштабный: Бишкек - Балыкчы - Нарын - Казарман - Джалал-Абад - Ош. Он позволяет задействовать действующую инфраструктуру, то есть железную дорогу в городе Балыкчы. Оттуда железная дорога может выйти в Нарын, далее - вдоль реки Арпа в село Казарман, затем в Ошскую и Джалал-Абадскую области. Этот маршрут может быть более дорогим, но он охватывает месторождения и выполняет главную функцию - спасти страну от развала, сохраняя ее целостность», - пояснил он.

«Предполагаемая стоимость дороги составит от $1,5 до 5 миллиардов в зависимости от выбранного варианта. Проект не намного дороже строительства китайско-кыргызско-узбекской железной дороги, стоимость которой выросла с $2 до $4 миллиардов. «Он обсуждается в течение 16 лет и не двигается с места. Если дорогу построит Китай, то маршрут Хоргос - Джетиген потеряет часть заявленной грузовой базы в 15 миллионов тонн. Также в случае строительства ККУЖД доступ к многочисленным месторождениям получит китайская сторона. Несмотря на рьяную пропагандистскую машину пиарщиков премьер-министра Омурбека Бабанова, железная дорога Китай - Кыргызстан - Узбекистан не будет построена. Они не знают подводных течений, существующих в кабинетах Кремля, Ак-Орды и Пекина. Более того, мою точку зрения поддерживает генеральный секретарь ШОС Муратбек Иманалиев, а также многие казахстанские, российские политики, но почему-то ее не хотят понимать у нас в КР», - добавил Кубат Рахимов.

Бизнес