12:42
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Культура

Песни о Земле Жамбы Джусубалиевой

В Бишкеке в арт-центре имени С.Чуйкова (бывшая галерея «Дубовый парк») открылась выставка документальной фотографии журналиста, философа Жамбы Джусубалиевой, посвященная острову Бали и архипелагу Мальдивских островов. Это третья часть большого проекта под общим названием «Песнь о Земле». В экспозиции представлено около 60 работ различного формата.

Открывая выставку, Жамбы Джусубалиева сообщила, что фотографии были сняты во время поездок на остров Бали в 2011 году и на Мальдивы - в 2014-м. В марте этого года она побывала там в рамках симпозиума, организованного для выпускников Айовской международной литературной программы «Литература на Шелковом пути», это и определило выбор следующей выставки. Имея опыт путешествия на Бали, Жамбы решила объединить историю поездок на островные государства в фотодневник, рассказывающий не о привычном для нас образе престижных мировых курортов, а о буднях местных жителей, их традициях и промыслах.

alt

«В снимках я постаралась выделить свои впечатления, встречи, дала комментарии. Это одновременно и личный дневник, элемент «травеллога», и более глубокие размышления о сегодняшнем состоянии человека и о жизни вообще... Можно условно выделить тематические разделы: «Рисовое поле», «Жизнь на море», «Традиция и фольклор», «Портреты жителей», «Пейзажи», сцены из деревенской жизни. Название проекта связано с известным произведением великого австрийского композитора Густава Малера - симфонией «Песнь о Земле» на стихи китайских классиков Ли Бо и Чжан Цзи, пронизанным лиричностью и грустью, размышлением над скоротечностью человеческого бытия...», - отметила она.

Последующие фотовыставки, по словам Жамбы Джусубалиевой, будут посвящены Южной Корее, Швейцарии, России, США, Франции в таком же камерном, личностном формате фотодневника. «Несмотря на то что названы выставки по странам, это не географическое путешествие, это, скорее, технический прием», - сказала она.

alt

Автор больше рассказывает о людях, человеке, его состоянии и его среде - природной, традиционной, социальной, индустриальной - и о Матери-Земле - красивой, суровой и величественной. Фотографии иногда снабжены комментариями - путевыми заметками и дневниковыми записями. В шутку и всерьез Жамбы определяет жанр и идею данного цикла как «признание в любви» к Матери-Земле в ее нынешнем драматическом состоянии.

Автор выразила глубокую благодарность известным фотографам Эрику Гурлану (отбор, техническое консультирование), Шайлоо Джекшенбаеву (экспозиция), художнику Эмилю Токталиеву (экспозиция), Адилю Сабырову (полиграфия «Амалкер», Ош) за техническое и творческое содействие в подготовке выставки.

alt

После церемонии открытия и просмотра одноименного документального фильма Жамбы Джусубалиева ответила на вопросы ИА «24.kg».

- Вы не в первый раз путешествуете по миру. Что самое сложное в подготовке к длительной поездке?

- Да, действительно я побывала более чем в 30 странах. Года три назад односельчане отца на Алае сказали мне без обиняков, мол, везет же: столько ездишь по миру, расскажи, мол, в каких государствах была (потребовали перечислить), и, помявшись, спросили, откуда деньги беру (улыбается). Вопрос по-человечески понятный, люди простые, я просто и ответила... Оказалось, до этого никогда не задумывалась и не считала страны. Посчитала. Оказалось аж 32 государства (если считать страны бывшего СССР отдельно). А так 15 - в Европе, 12 - в Азии, Канада, США и некоторые страны СНГ. Насчет «откуда деньги» - практически все поездки были связаны с работой либо учебой, я не знаю, что такое прийти в турагентство и спрашивать: «Найдите-ка мне недорогой и крутой тур...». Мне это кажется праздным и ненужным времяпрепровождением. А когда ты едешь по работе или учебе либо с какой-либо другой серьезной целью, это придает смысл твоей поездке, мобилизует и как бы встраивает в будничный ритм новой страны, а его понять, будучи туристом, не так-то просто...

Вообще-то, считаю, что любые поездка и путешествие - это необыкновенный, эффективный способ культурного, духовного роста и, как ни странно, в конце концов, способ познания себя. Недаром в древние времена мудрецы, суфии, бороздили землю пешком, чтобы познать себя и мир, людей, разные культуры, передать свое знание, общаться. В каком-то смысле жаль, что у нас все так ускорилось и приходится летать на самолетах (улыбается). Конечно же, на выставке представлены лишь те государства, с которыми связаны определенные ассоциации, темы, переживания.

alt

- Как вы решаете, куда поехать в следующий раз? На что обращаете особое внимание при выборе страны, маршрута?

- Как получится. Но планирую попасть еще раз в Китай, чтобы посмотреть Тибетскую часть, Внутреннюю Монголию. Очень хотелось бы побывать в Японии - ни разу не была, хотя долго изучала японский язык. Большая мечта побывать в Сибири, на Алтае, а еще в Бирме - там сохранился буддизм в наиболее чистой форме, а мне это интересно для моих исследований.

alt

- Это третья по счету выставка из цикла «Песнь о Земле» и ваше «признание в любви» к Матери-Земле в ее нынешнем драматическом состоянии, как вы сказали. В чем вы видите драматичность?

- Я бы сказала в более усиленной форме - из-за действий человека Земля сейчас находится в трагической ситуации. А ведь человек и Земля едины... Я согласна с тем, что «их дыхание, кровь и плоть едины», мы взаимосвязаны, но оказались настолько слепы и жестоки, пребываем в совершенном невежестве о своем происхождении, состоянии, забыли, кто нас любит, кормит и лелеет. Человек в погоне за какими-то фиктивными ценностями, придуманными изворотливыми конструктами своего ума, который может быть величествен, а порой может и оправдать любые формы алчности, жестокости, развращенности, начисто теряет свою связь с Землей, природой. А эта связь по своей сути сакральна, метафизична. И если эта связь теряется, человек становится ослабленным, его ум оскудевает, он теряет свою мудрость, любовь, сострадание - все то, что его делает человеком, он становится черствым, жестоким, циничным, бездуховным... Словом, «говорящее животное»... А когда эта связь есть или восстанавливается, человек возвращается к своей доброте, мудрости, полноте духовного существования. И еще сохранились эти ниточки, связывающие нас с Матерью-Землей, и я именно их и пытаюсь показать. Думаю, их видно в фотографиях, в данном случае показывающих жизнь на островах Бали, Мальдивы.

Раз речь зашла об островах, скажу еще. Но ведь человек не остров. Как писал великий английский поэт Джон Донн, очень точны его слова из «Духовных стихотворений», разрешите процитировать: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и также, если смоет край Мыса и разрушит Замок твой и Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол; он звонит и по Тебе». Часть этих слов Хемингуэй взял для названия своего романа «По ком звонит колокол».

alt

Фотографии ИА «24.kg» и Жамбы Джусубалиевой.

Бизнес