00:01
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96
Общество

Памирбек Асанов: Люди в Оше живут в напряжении, на любой выстрел реагируют болезненно

- Как только отменили чрезвычайное положение, по всему югу Кыргызстана начали распространяться слухи о возможном повторении конфликта, - сетует в интервью ИА «24.kg» начальник УВД южной столицы Памирбек Асанов. - Поступало много обращений от граждан с просьбой о продлении режима чрезвычайного положения. Люди стали более чувствительными к слухам провокационного характера. Мы проводим разъяснительную работу среди населения. Патрульным и участковым раздали специальные буклеты, развесили на остановках, в торговых точках, учебных заведениях в других общественных местах около тысячи объявлений с номерами телефонов доверия. Граждане могут даже анонимно сообщить в милицию о готовящихся противоправных действиях.

- Ситуация в Оше настолько тревожная?

- Не сказал бы. Она стабильная. Но отслеживается сотрудниками УВД города. Мы реагируем на сообщения граждан. Две специальные мобильные группы выезжают и проверяют поступающую информацию.

- Сколько таких сообщений поступает в сутки?

- Иногда по нескольку сотен. Но, к счастью, слухи о готовящихся провокациях не подтверждаются.

- Не опасаетесь обострения ситуации в связи с выборами?

- Сказать, что все будет нормально, может только Бог. А мы делаем все, что в наших силах. Недавно три партии - «Республика», «Ата Журт» и «Ата-Мекен» - провели в Оше массовые агитационные мероприятия. В них принимали участие от 6 до 12 тысяч человек. Милиция обеспечивала охрану общественного порядка. Ни одного ЧП не произошло, даже хулиганства не было.

- Но настроения у населения, судя по всему, нерадостные?

- А вы вспомните, какие страшные события произошли еще совсем недавно. Поэтому население живет в напряжении, на любой выстрел реагирует болезненно. Мы же стараемся сохранить спокойствие и безопасность в городе, не допустить действий с чьей-либо стороны, которые могут привести к конфликтам. И ситуация улучшается. Посмотрите: на рынках люди общаются друг с другом, вновь открываются кафе, рестораны. Народ постепенно возвращается к нормальной жизни, в горожанах появляется доверие друг к другу. А мы стараемся обеспечить этому условия.

- Лидеры некоторых партий уже заявляют о намерениях биться до конца. Может быть, имеет смысл проводить разъяснительную работу среди участников политических организаций?

- Мы не можем вмешиваться в деятельность партий. Но как только в Оше появляются их представители, говорим им, что обеспечим их безопасность и безопасность граждан в местах, где они будут проводить свои мероприятия. И требуем, чтобы они не допускали каких-либо высказываний или действий, которые могут привести к конфликтам на национальной, религиозной или иной почве.

- Эксперты говорят, что перед выборами в республике активизировались экстремисты. Как прокомментируете?

- В этом направлении проводится определенная работа. Но, насколько мне помнится, эксперты не называют источников, откуда черпают такую информацию. По этой причине кажется, что она беспочвенна. Может быть, тогда экспертам не стоит ее и озвучивать?

- Но, помнится, даже руководство МВД некогда утверждало, что экстремисты укрепляют свои позиции в республике - в Оше, Джалал-Абаде, Сузаке...

- А также в Узгене и Ноокате. Да, об этом говорилось. Но сейчас активности религиозных экстремистов не фиксируется.

- По вашим оценкам, на руках у населения осталось еще много оружия?

- Отрицать, что у населения нет оружия, мы точно не можем. Оно есть. Во время операции «Арсенал» нами изъято около 400 единиц гладкоствольного оружия, около 10 - нарезного. До выборов постараемся изъять как можно больше. А после, если есть законные документы на оружие, мы его вернем.

- То есть изымаете на всякий случай?

- Да. Для безопасности самих же граждан.

- Милиция Оша предпринимает что-либо в связи с обострением ситуации в Таджикистане?

- Мы усилили патрули, передвигающиеся по городу, проводим профилактические мероприятия. В Оше также установлено шесть блокпостов, где досматриваются транспорт и граждане.

- Как продвигается работа по расследованию июньских событий?

- По ним в целом возбуждено 2 тысячи 316 уголовных дел. Из них 167 - по фактам убийства, 8 - по убийствам сотрудников правоохранительных органов, 233 - по массовым беспорядкам, 35 - за оказание сопротивления сотрудникам милиции, 242 - по угонам автомобилей, 615 - по причинению имущественного ущерба, 14 - по незаконному приобретению и сбыту оружия, а также боеприпасов. Еще одно уголовное дело заведено по факту незаконного сбыта наркотиков. Было изъято свыше 37 килограммов марихуаны и гашиша, 1 килограмм опия и 2 килограмма героина. 3 уголовных дела возбуждено по фактам незаконного пересечения границы. Но больше всего дел возбуждено по фактам краж - 1 тысяча 159. То есть работа ведется. Уже 30 уголовных дел по июньским беспорядкам переданы в суд.

- Как вы прокомментируете заявления местных неправительственных и международных организаций об этнических перекосах следствия?

- Мы не делим людей по национальности. В милиции другие понятия: подозреваемый, обвиняемый, лицо, совершившее преступление. Мы задерживали и кыргызов, и узбеков... Буквально вчера арестовали человека, кстати, кыргыза, который во время беспорядков совершил убийство и скрылся в Бишкеке. Позавчера поймали еще одного подозреваемого - узбека, совершившего двойное убийство. Он скрывался в Казахстане, но недавно ему пришлось вернуться.

- Как в милиции относятся к возможному вводу на юг Кыргызстана полицейской группы ОБСЕ?

- Мы проводили беседу с сотрудниками по этому поводу. Личный состав не против. Считаем, что если они действительно будут оказывать нам консультативную или методологическую поддержку, это пойдет только на пользу. Нам скрывать нечего. Пусть сами убедятся, что в нашей милиции тоже работают профессионалы, увидят, как они работают. Обменяемся опытом.

- Вы говорите, что Ош возвращается к нормальной жизни. А когда это сделает милиция? Не устали работать в таком режиме?

- Такая у нас работа. В конце концов, всегда есть выбор. Те, кто не выдержал, уходят.

- И много таких?

- Восемь человек.

- В последнее время много говорят о том, что милиция остро нуждается в технической помощи. А что в первую очередь необходимо ошским силовикам?

- Нам нужны средства защиты. В первые дни беспорядков, к примеру, милиция работала без бронежилетов... Сотрудники милиции шли под пули, не жалея себя, несмотря на то, что у них самих есть семьи, дети. Бронежилет милиционера должен выдерживать попадание не только пистолетной, но и автоматной пули. Ведь если сотрудник правоохранительных органов надежно защищен спецсредствами, он готов выполнять любые ставящиеся перед ним задачи по охране безопасности и спокойствия граждан.

Бизнес