Духовенство Ошской области осознает, что некоторые выпускники иностранных теологических вузов из числа наших соотечественников везут в Кыргызстан нетрадиционные для нас религиозные убеждения. Сегодня мусульманские священнослужители готовы сотрудничать с представителями государственных органов власти, чтобы не допустить навязывания кыргызстанцам радикальных течений извне.
Сотрудники Научно-исследовательского института исламоведения провели ряд встреч с руководителями исламских общин, а также с наиболее авторитетными священнослужителями. По их мнению, представители духовенства достаточно откровенно поделились своими тревогами и взглядами на перспективу. Одним из первых собеседников ученых стал казы Ошской области Ниязалы Арипов. ИА «24.kg» публикует его интервью.
- Все чаще и громче звучат опасения по поводу чрезмерной радикализации части населения, которая, что называется, ударилась в религию. Однако вновь обращенные в веру предпочитают не традиционные течения, а какие-то новые, явно навязанные нам. А вы как считаете?
- В Кыргызстане существует свобода вероисповедания. Наша молодежь теперь имеет возможность получить образование в зарубежных исламских учебных заведениях. Я должен признать: наряду с традиционными знаниями некоторые из них везут обратно в страну в том числе и нетрадиционные для нашего государства вероубеждения.
- Духовное управление мусульман Кыргызстана ответственно за это?
- Отвечу так: подобные факты - следствие недостаточности контроля религиозной сферы в жизни общества.
- Разделяете ли вы опасения органов власти в связи с распространением в КР идей так называемого ваххабизма, других радикальных религиозных течений?
- Конечно, разделяю. И мое отношение к подобным течениям негативное. Радикализм искусственно созданных течений приводит к сегментации мусульманской общины и, как следствие, ее радикализации. Нас это очень беспокоит. Мы не хотим конфликтов на этой почве в Кыргызстане.
- Повергло в шок, когда в августе 2014-го в Ноокенском районе по улицам одного из сел носили тело умершего в следственном изоляторе якобы члена запрещенной радикальной партии «Хизб ут-Тахрир» и кричали «Аллах акбар!». Однако ни один из представителей официального духовенства страны не осудил это, не призвал верующих к уважению не только чувств родственников, а прежде всего Конституции, государства...
- Конечно, неправильно носить умершего по улицам. Нужно было помолиться за него и провести обряд захоронения. Думаю, это шоу, по всей видимости, преследовало иные цели. К сожалению, исламом зачастую прикрываются различные силы, не имеющие отношения к истинной религии. В свое время пророк Мухаммед говорил, что община разделится на 73 группы. Как вы понимаете, и в те далекие времена шла борьба за власть. Борьба за власть есть и сейчас.
- А как вы относитесь к другому сегменту верующих, также вызывающих неоднозначную реакцию как в обществе, так и у чиновников, и у ДУМК тоже, - к представителям «Таблиги джамаата»? Одни считают их проповедниками, другие видят в них радикалов и вербовщиков...
- «Таблиги джамаат» просвещает население - ведет даават. Но надо признать, что среди его представителей есть люди с недостаточным уровнем знаний. Как следствие, они проводят порой даже некорректные проповеди. А люди же слушают. Верят. У меня тоже есть опасения, что их могут использовать радикалы.
Безусловно, именно Духовное управление мусульман Кыргызстана должно координировать проповедническую деятельность. А государство и правоохранительные органы - контролировать их.
- Такой вопрос: что такое вера, по-вашему?
- Вера - это поклонение единственному Аллаху, и нужно доказывать веру своими помыслами и чистым сердцем, верить в единство Бога и что Мухаммед - пророк его.
- Можно ли в таком случае считать мусульманином человека, который придерживается столпов ислама, но не выполняет всех обязанностей? У нас глянешь, что ни депутат, что ни чиновник - такие верующие! А дела делают вовсе не богоугодные. Прямо скажем, постыдные дела творят...
- Вера закрепляется и усиливается исполнением обязанностей мусульманина. Если он не исполняет обязанностей, то он не мусульманин. Он грешит. Если же мусульманин сам отказывается придерживаться обязанностей, то это ведет к отрицанию своей веры.
- Очень дипломатично вы ответили. А можно мусульманам праздновать, например, Нооруз?
- Нооруз - это народный праздник весеннего равноденствия, мира, возрождения природы, в нем нет положений, противоречащих исламу.
- У вас специальное религиозное образование? Расскажите о нем. Где учились, какова специализация?
- Первыми моими духовными настоятелями были молдо Бахриддин и молдо Тологон из села Кулунды Ляйлякского района. У них я изучал Коран. Затем учился у молдо Шамши Баширова. В 1993 году он привез нас в Исламский институт имени Абдыжапара. После получения исламского образования поступил на теологический факультет ОшГУ. Три года обучался в Турции, тоже на теологическом факультете. Продолжил образование в магистратуре, затем в докторантуре, в 2005-м успешно защитил докторскую диссертацию по направлению «Тафсир». Вернулся, стал преподавать на теологическом факультете ОшГУ, в общей сложности 8 лет. Стал заведующим кафедрой, заместителем декана факультета.
- В чем, на ваш взгляд, заключается разница между прежними и нынешними исламскими медресе и учебными заведениями?
- Ранее было меньше учебных занятий, сейчас их больше, и наряду с религиозными дисциплинами изучаются методика преподавания, а также светские дисциплины. К примеру, в Узгенском медресе, расположенном в селе Мырза-Аке, изучаются такие светские предметы, как кыргызский и английский языки, математика. В учебные планы медресе внесены профессиональные дисциплины - например, бухгалтерское дело.
- Как вы считаете, государство вмешивается в религиозную сферу?
- Когда мы говорим «государство», то имеем в виду объединение гражданского общества. Как маленькие реки наполняют море, так и религия дополняет государства. К тому же государство - это институт, контролирующий все общество. Если религиозная сфера развивается под присмотром государства и в рамках законодательства, то это обеспечивает безопасность общества. В то же время государство не должно ограничивать свободу вероисповедания и вмешиваться во внутренние дела религии.
- Беспокоит тот факт, что некоторые люди, бьющие себя в грудь: я настоящий мусульманин, демонстрируют явную агрессию по отношению к представителям, например, другой национальности или вероисповедания. Какова вообще, по-вашему, роль ислама в межэтнических взаимоотношениях?
- В Коране говорится, что Бог создал людей с разной внешностью, языками и так далее. Они должны знакомиться, изучать друг друга. В исламе нет различий между нациями, национальностями. Ислам призывает человека одинаково относиться ко всем народам. Ислам - это религия мира.
- Науку ислам не призывает на помощь?
- В исламе отмечается большая роль образования и развития различных наук. Ислам пропагандирует науку.
- А как ислам относится к политике?
- Истинные мусульмане хорошо знакомы с политикой как с системой управления. Ислам не вмешивается в политику.
- Как мусульмане должны относиться к людям, сменившим веру?
- «Нет принуждения в религии» - так говорится в Коране. Ислам призывает терпимо относиться к людям разных вероисповеданий. В исламе нет крайностей, это религия умеренности и терпения.
- Принимаете ли вы участие в обсуждении законопроекта и проекта новой концепции по религии?
- Да, мы создали рабочую группу и внесли свои предложения в доработку законопроекта и концепции.
Справка ИА «24.kg»: Ниязалы Арипов родился 17 мая 1974 года в селе Кара-Булаке Ляйлякского района. Получил первоначальное духовное образование у сельского молдо в школьные годы, затем высшее образование в теологических вузах. В феврале 2010 года был рекомендован муфтием Мураталы ажи Жумановым на должность заведующего учебной частью мечетей и медресе Духовного управления мусульман Кыргызстана. В 2011-м назначен на должность казы Ошской области. В 2012-м переведен на должность казы Баткенской области. Решением Совета улемов с января 2013 года вновь утвержден казы Ошской области.