22:01
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Организация детского питания: у трех нянек…

Несмотря на скудную казну, в которой денег, как говорится, кот наплакал, родное государство всегда старается заботиться о детях. И одной из составляющих этой заботы является организация питания в детсадах и школах.

Структурные эксперименты

Дублирование одних и тех же функций разными учреждениями, постоянные реорганизации и создание новых структур, а затем и сокращение вследствие их неэффективности - картина вполне обыденная для отечественной госмашины. Каждый раз при реорганизации одной или появлении другой структуры громко заявляются очень весомые аргументы в пользу их создания или ликвидации.

Очередное подобное действие произошло недавно в стенах мэрии Бишкека. Так, вышло постановление №114 от 18 августа 2014 года под названием «Об организации питания в образовательных учреждениях города Бишкека». Цель сего документа - передать функции по организации питания в общеобразовательных школах и в детских садах из Департамента социального питания в районные администрации, управление образования мэрии и районные центры образования. То есть работу, которую исполняла одна организация, теперь будут исполнять сразу три ведомства.

Все бы хорошо...

Однако с подобным поворотом событий не согласны гражданские активисты, в частности эксперт Совета по противодействию коррупции при Генпрокуратуре Анара Дауталиева. Так, по ее утверждению, подобная практика уже была в истории столицы и оставила не самый лучший след. Как, например, отсутствие единого органа, владеющего полной информацией по питанию, неприменение административных санкций к недобросовестным поставщикам, неблагоприятные условия для предпринимателей, которым приходилось заключать договор с каждым районом в отдельности, разное ценообразование и прочее.

Как говорит эксперт, после передачи полномочий районам и управлению образования может возникнуть ряд проблем. В дошкольных учреждениях отсутствуют специалисты по организации госзакупок, необходимо содержать около 80 бухгалтеров, а это повлечет расходы и так небогатого городского бюджета. К тому же отсутствует единая цена на продукты и, как следствие, не соблюдаются нормы питания и калорийности. В этом же ряду будут высокие цены закупки из-за малых объемов, доставка продуктов без соблюдения норм транспортировки, особенно скоропортящихся, а также отсутствие гарантии, что в конкурсах не будут участвовать родственники заинтересованных лиц.  

Черная аура

Естественно, у самих авторов постановления совершенно иной взгляд на ситуацию. Вот что о причинах принятого решения рассказала вице-мэр Бишкека Айгуль Рыскулова. По словам чиновника, с самого начала создания департамента питания его преследовала череда претензий как стороны родителей, гражданских активистов, защищающих их интересы, так и властей.

«Создавались различные комиссии, которые пытались решить, как качественно организовать питание в образовательных учреждениях. Была идея создать комбинат питания, который бы готовил пищу и развозил, но идея не прижилась. Несколько раз работала комиссия горкенеша, и есть даже ее решение о реорганизации департамента», - рассказала вице-мэр.

По словам Айгуль Рыскуловой, департамент превратился в посредническую организацию, занимающуюся только тендером и проведением конкурсов на сдачу в аренду столовых в школах, а это противоречит статье 13 Закона КР «О государственных закупках». В документе прописано, что тендер должна проводить непосредственно закупающая организация, в данном случае это само образовательное учреждение.   

«Итогом деятельности Департамента социального питания стала коллективная безответственность, потому что у школ вопросы поставки продуктов отозвали. Районные центры образования и городские управления практически лишились полномочий контролировать процесс поставок. И школа начала кивать на департамент, а тот отвечал, мол, мы провели тендер, дальше пусть школа работает. И начались хаотичные процессы: жалобы родителей на качество питания, со стороны гражданских активистов, разговоры о коррупционных схемах и так далее», - говорит чиновник.

В целом, для принятия решения о реорганизации послужили три мотива. Как выразилась вице-мэр столицы, во-первых, сложившаяся вокруг департамента «черная аура» вследствие перманентного недовольства со стороны НПО, родителей и скандалов, связанных с ее деятельностью. Вторая и, можно сказать, основная причина - это приведение организации питания в законное русло. По словам чиновника, когда мэрия весной этого года начала анализировать деятельность департамента, то пришла к выводу, что учреждение работает незаконно. В указе президента «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах КР», изданном еще в июле 2006 года, прописано: эта работа возлагается на органы местного самоуправления, а в городе Бишкеке - на районные администрации. К анализу деятельности департамента подтолкнула справка Счетной палаты по итогам проверки весной 2014 года. Аудиторы нашли множество недостатков в его работе и рекомендовали ликвидировать его как дублирующий орган, к тому же еще нерационально использующий бюджетные средства, и средства немалые. По словам вице-мэра, ежегодно на питание мэрия выделяла в среднем 450 миллионов сомов! И, наконец, третья причина - это деконцентрация власти. Другими словами, наделение районных администраций полномочиями, подкрепленными финансами. Ведь главы районов и так в определенной степени несли ответственность за питание в детсадах и школах.

Злые вы, уйду я от вас

«Бишкек - миллионный город, и мэрия не в состоянии уследить за всем и вся, поэтому необходимо передавать полномочия районам», - говорит вице-мэр столицы Айгуль Рыскулова.

По словам чиновника, главный мотив принятого решения - привести в законное русло организацию питания. К тому же работа, по ее мнению, была налажена неправильно, и самому департаменту уже стало трудно справляться с нею вследствие постоянных проверок как со стороны госорганов, так и гражданских активистов.

«Директор даже дважды хотел уйти, говорил, что не может дальше работать. Но мы его держали, сказали, что уйти легче всего, и просили наладить работу», - рассказала о сложившейся ситуации вице-мэр.

Ахиллесова пята

Из доводов Анары Дауталиевой серьезным можно назвать только два пункта. Первый касается привлечения аудита, чего требует закон о госзакупках, потому как если раньше требовались услуги одного аудитора, то теперь - четырех. Получается, увеличатся расходы на аудит.

Второй - более высокая цена вследствие уменьшения объемов поставляемых продуктов. Ведь мы помним один из законов экономики: чем больше объем покупки, тем ниже цена. Решение этих двух проблем будет зависеть от управленческого таланта местных руководителей.

Передав вопросы финансирования районным администрациям, мэрия не учла один важный момент. На протяжении ряда лет районные администрации с горем пополам выполняют доходную часть своих бюджетов. Имея миллионные долги по коммунальным платежам, брать ссуды у минфина стало для них обыденностью. По словам вице-мэра, город передает районам и денежные средства, увеличив расщепление налоговых поступлений в пользу районов. Но это решение пока только на бумаге, и его нужно еще суметь выполнить. Вполне вероятно, стараясь любыми путями обеспечить своевременное питание для детей, главы районов будут изыскивать средства за счет урезания остальных статей бюджета, что, естественно, негативно отразится на других сферах.

От перемены мест слагаемых...

Не отставая от центральных органов власти, столичный муниципалитет тоже любит время от времени заниматься внутренними реорганизациями и ликвидациями. В свое время районные комбинаты благоустройств объединили в одно предприятие «Тазалык», но, как показало время, кардинальных изменений в сторону улучшения благоустройства и чистоты город так и не увидел. Когда-то вопросы питания детей из районов уже передавали центральному предприятию, а сегодня идет обратное действие.

Думается, что пока не произойдут «структурные изменения, реорганизация в умах и душах», подобные перестановки лишь в очередной раз подтверждают закон арифметики, который гласит: от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Бизнес