09:53
USD 88.84
EUR 95.29
RUB 0.96
Общество

Не пора ли подкрепиться?

Запах сдобы, придающий уют Фрунзенской средней школе-лицею с аграрным профилем №1, ощущаешь чуть ли не с порога. А вот и школьники дружно отправились в столовую. Порадовало, что мальчишки и девчонки послушно выстроились в ряд перед умывальниками, вымыли руки с мылом. У каждого оказалось даже личное полотенчико! А ведь в других школах были случаи, когда дети вытирали мокрые руки об одежду и даже... о волосы.

На раздаче - с десяток бокалов со свежим компотом и полный поднос булочек. «Подходим, ребята, не стесняемся!» - приглашает учеников младших классов школьный повар Назира Сартова. Те в миг умяли сдобу. На вопрос, вкусно ли, дети утвердительно кивают головой. «Очень», - улыбается ученица третьего класса Вероника. «Мама такие же печет дома?» - интересуюсь.

«Нет, она только пироги печет большие», - честно отвечает она. «А особенно в школьном меню мне нравится рисовая каша», - довольно рассказывает девочка. 9-летний Ринат предпочитает гороховый суп и пирожки.

«Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам!» - вдруг дружно выкрикнули ребята и вернулись к урокам.

alt

Жарим, варим, печем

Данная школа в Сокулукском районе Чуйской области в 2014 году попала в список пилотных общеобразовательных учреждений, где оптимизируют питание учащихся. Из 812 учащихся питание предоставляется 350. В меню вместо привычного печенья с чаем появились горячие супы - гороховый и макаронный, молочная рисовая каша - три раза в неделю. Также детей кормят пирожками с кефиром или булочками с компотом.

«Раньше печенье или пряники в школу привозили поставщики, выигравшие тендеры. А сейчас нас научили самих печь и варить. Вместо устаревшего оборудования поставили новое: жарочный шкаф, аристон, холодильник, стеллажи установили, качественные мойки. Стало намного удобнее, - рассказывает Назира Сартова. - Правда, работы добавилось. Нужно еще одного повара брать, не успеваем. Сейчас нас всего двое. Один штатный повар на руки получает чуть более 3 тысяч сомов. А что делать? Безработица в селе большая, поэтому и согласилась. А труд второго - помощника, оплачивается за счет дополнительной торговли. Других возможностей, к сожалению, пока нет».

Всем миром

В отдельных школах, кстати, поварам доплачивают за счет родительской сооплаты. Они же добавляют и на питание детей. На одного ученика начальной школы сегодня из государственного бюджета выделяется всего 7 сомов в день, в отдаленных регионах республики - 10. Во фрунзенской школе горячее питание организовали также на 7 сомов.

«На следующей неделе на общешкольном собрании попросим родителей доплачивать. В принципе, они готовы, как и айыл окмоту. Думаю, до 15 сомов доведем, тогда и меню сможем улучшить, - делится планами на будущее директор Бактыгул Абдышукурова. - Да мы и раньше кормили горячим, но потом нам сказали, что во всех школах должно быть одинаково. Родители другого учреждения, оказывается, были возмущены тем, что у нас горячее питание, а у них нет».

В 2014 году школа-лицей получила стимулирующий грант от Минфина. Заменили старые оконные рамы на пластиковые, отремонтировали столовую. Тут даже выращивают овощи на небольшом огороде: картошку, помидоры, баклажаны, перец, тыкву.

«Картофель уже выкопали, теперь готовим из него обеды. Ученики с интересом занимаются посадками, на счет этого проблем нет. И сторож помогает», - отмечает Бактыгул Абдышукурова.

В школу за завтраком

Директор школы рада новому проекту: «Некоторые дети, по словам родителей, даже не завтракают дома, поскольку в школе готовят вкусно. А в многодетных малообеспеченных семьях не исключено и то, что детей просто не кормят по утрам, поскольку родители рано уходят на работу».

«Если честно, мы не хотели верить в то, что дети ходят в школу только из-за горячего питания, - признает специалист Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН в КР Мовсар Эльжуркаев. - Но, объезжая общеобразовательные учреждения, уже несколько раз слышали от учителей подтверждение этому. А в Панфиловском районе рассказали о том, что двое ребят 12 и 8 лет буквально живут одни, поскольку родители уехали на заработки. Был и такой случай: все ученики едят булочки, а одна девочка отщипнула чуток и сидит. «Не нравится что ли?» - поинтересовались у нее. «Нет, маме домой отнесу: она лежит, болеет», - ответил ребенок».

В ВПП ООН отмечают, что в основном дети младшего школьного возраста страдают от недостатка питательных веществ. Около 4 процентов опрошенных организацией родителей сообщали о том, что у их ребенка были проблемы со здоровьем, возникшие из-за неправильного питания, за время его учебы в школе. Респонденты говорили, что до начала программы были случаи, когда дети в школе падали в обморок. Теперь в пилотных школах такого нет.  

Сами школьники (79 процентов опрошенных), согласно летнему опросу ВПП ООН, хотят получать горячее питание в школе. Правда, 24 процента из них предпочитают на обед манты. А 17 процентов никогда не откажутся от супа. Еще 41 проценту школьников нравится манная каша, которую готовят по специально разработанной технологической карте, а 34 процентам нравится компот. Но почему-то деткам не нравятся школьные пирожки с капустой (свою нелюбовь к капусте выразили 14 процентов детей), зато нравятся пирожки с картофелем (21 процент).

Всего за 3,5 года в пилотный проект будет вовлечено 50 тысяч ребят в 250 начальных школах. В оптимизацию школьного питания в Кыргызстане ВПП ООН за счет российского гранта вложит около $11 миллионов. В этих образовательных учреждениях проводят реконструкцию столовых, санитарной инфраструктуры и разрабатывают здоровое меню для улучшения питания в районах с низким уровнем продовольственной безопасности.

В 2013/2014 учебном году 110 пилотных школ уже внедрили новые модели питания учеников. На оснащение современным технологическим оборудованием, строительные материалы для ремонта столовых, развитие пришкольных хозяйств, обучение поваров и проведение интерактивных игр для детей, а также предоставление обогащенной муки по линии ВПП ООН выделено 62,9 миллиона сомов (по состоянию на май 2014-го).

При этом вклад родителей в улучшение школьного питания (в качестве софинансирования) составил 2 миллиона сомов, 40 процентов данных средств направлено на улучшение меню, а 60 - на оплату труда поваров. Вклад органов местного самоуправления и сообществ (спонсоров) в проведение ремонтно-восстановительных работ, покупку посуды и прочее составил 3,8 миллиона сомов.

Все приходит с опытом

«На местах пересмотрели механизм организации закупок продовольствия. Раньше приобретали готовые к употреблению продукты - коржики, пакеты черного чая и сахар. А теперь образовательные учреждения через районные отделы образования закупают ингредиенты (крупы, масло, молоко, овощи) для самостоятельного приготовления блюд. Продукция произведена местными фермерами при условии наличия сертификатов качества. Тем самым обеспечивается рынок сбыта для местных сельхозпроизводителей. На практике это означает, что школы теперь могут купить больше продуктов и готовить свежие блюда, и все это в рамках тех же 7-10 сомов, выделяемых из государственного бюджета», - сообщали ранее в ВПП ООН.

«В некоторых школах повара пытаются проявить инициативу и обогатить, по их мнению, питание, добавляя в пищу то, что, наверное, используют в домашних условиях. К примеру, «кубики магги», различные томатные пасты и соусы. Мы мониторим и выявляем такие моменты. Готовить следует строго в соответствии с технологическими картами, которые есть в каждой школе. Они разработаны совместно со специалистами Кыргызско-Турецкого университета «Манас» при поддержке ВПП ООН и Института отраслевого питания России», - поясняет Мовсар Эльжуркаев.

«К счастью, таких случаев было всего несколько. А в целом карты исполняются. Они не сложные и адаптированы под местные условия, учитывая специфику тех или иных районов республики», - говорит он. Технологические карты разработаны для 66 (!) блюд, так что школьное меню можно сделать очень разнообразным. Одних только булочек предложено 12 рецептов.

«Обычно в других странах в нашей программе школьного питания закладываются полностью местные продукты питания, - добавляет Мовсар Эльжуркаев. - Минимум четыре наименования, а в некоторых случаях даже больше. Здесь же, в Кыргызстане, помогли только одним продуктом - обогащенной мукой: чтобы после окончания проекта не возникло дополнительно большой нагрузки на государственный бюджет, и питание детей в школах продолжилось. Ожидается, что эта помощь поступит от местных властей или от родителей. Это небольшая сумма - где-то 1,5 сома в день на одного ребенка».

«Удивили пилотные общеобразовательные учреждения в Таласской области. В школе имени Нанаева родители, к примеру, принесли в школу яблоки для компота, а в школе имени Нуржанова - абрикосы. Где-то стали готовить даже салаты из свежих овощей, а аким одного района рекомендовал варить компот из шиповника. Его, как известно, по праву можно назвать королем среди продуктов по содержанию витамина С, который снижает риск заболевания простудой, а также незаменим для здоровья десен, - отмечают в ВПП ООН в КР. - Кстати, увидев изменения, улучшать питание стали не только в пилотных школах, но и в других общеобразовательных учреждениях. При желании и грамотном подходе систему школьного питания можно наладить. Вовлеченные в процесс родители будут держать его под контролем».

Бизнес