12:41
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Домофонные битвы-2014

Этим летом фирмы, занимающиеся домофонами, развернули в Бишкеке акцию, в рамках которой в многоэтажных многоквартирных домах пообещали установить данное устройство по сниженной цене. Естественно, что при решении вопроса, ставить чудо-технику в доме или нет, всегда находятся ее сторонники и противники. Последних, как правило меньшинство. Но, несмотря на неравенство группировок, между ними разворачиваются настоящие многодневные домофонные битвы.

Большинство наседает на отщепенцев и пытаются привести их в чувство, в ход идут обещания, уговоры, давление, угрозы. Имеющие крепкие нервы люди в результате отказываются потратиться на установку домофона, считая это вовсе не обязательным, а вот более слабые сдаются и идут на вынужденные расходы.

Глядя на эту ситуацию со стороны, о конфликте интересов можно сказать следующее: жители мало осведомлены о своих гражданских правах и потому им насильно можно навязывать те или иные услуги, в которых они не нуждаются.

А поскольку домофонные баталии продолжаются тут и там, впереди еще тонны испорченных нервов и отношений. ИА «24.kg» посчитало нужным пригласить к беседе юриста, главу правового центра «Вигенс» Владимира Плужника, который может нашим читателям рассказать много интересного в этой сфере.

- Насколько законно заставлять всех жильцов, к примеру, одного подъезда многоэтажки устанавливать домофон?

- По закону таких полномочий нет ни у кого, заставить ставить домофон нельзя. Другое дело, что многие люди инициативы председателя домового комитета или руководства ЖЭК расценивают как обязательные к исполнению. Но это уже дело каждого, как оценивать действия этих лиц. Просто не стоит ассоциировать этих людей с представителями власти или бога на земле. Общий итог такой: заставить вас установить в своей квартире домофонную трубку или дверь в подъезд никто не может, и точка на этом.

- На какие положения закона могут и должны ссылаться те граждане, кто отказывается от установки домофона?

- Только на требования нового Жилищного кодекса КР, согласно которым решение об установке принимается только на общем собрании владельцев (не квартирантов, а именно владельцев) квартир подъезда, где решено установить дверь. Собрание производится в произвольной форме, решение принимается большинством голосов и обязательно оформляется в письменном виде (чего очень многие не делают). Вот если общее собрание решило установить дверь, то тут уж ничего не поделаешь - ставить будут.

- Что обязаны предоставить фирмы по установке домофонов тем жильцам, которые согласились, и тем, кто отказался?

- Согласившимся - заключение письменного договора на установку двери и ее продажу кому-то из жильцов или всем жильцам одновременно. Очень важно заключить именно двойной договор, потому что без него фирма может сослаться на то, что она вам предоставила дверь в аренду, а за установку взяла энное количество сомов. Дорожащие клиентом компании заключают именно такой договор, иначе тот может отказаться и обратиться в другую контору, благо, конкуренция на рынке достаточная.

Далее, если жильцы желают, чтобы их дверь обслуживалась, необходимо заключить договор на обслуживание. Но тут уже договор заключается строго индивидуальный, то есть каждый заключает, иначе приходящие квитанции без договора можно просто оставлять там же, куда их и воткнули ранее (как правило, в двери).

- Обязана ли по закону фирма-установщик выдавать бесплатно по одному ключу на квартиру или нет? Куда с жалобой может обратиться владелец квартиры, отказавшийся от устройства, если ему не выдали положенного бесплатного чипа-ключа от подъезда?

- Фирма обязана выполнять только то, что прописано в договоре. Если что-то сверх, то только по своей инициативе. Бесплатно ключи выдавать не обязана, если это не прописано в договоре, но если дверь решили устанавливать просто так, то есть кто-то из жильцов сам подписал договор и вашего согласия получено не было, то вам обязан именно этот сосед, а не фирма выдать количество ключей от двери по числу людей, прописанных в вашей квартире.

Если гражданину отказали в выдаче ключей, то возможно обращение только в суд. Государственной организации, решающей такой спор между соседями, не существует.

- Должны ли отказавшиеся от установки аппарата жильцы платить ежемесячную абонплату за обслуживание домофона в подъезде или за ремонт в случае его поломки?

- Если имеется письменный договор, как указано выше, то платить обязаны, до расторжения договора в официальном порядке.

- Напомните еще раз, кто в КР защищает права потребителей.

- Государственный антимонопольный орган и его территориальные управления.

Бизнес