12:41
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Общество

Переполох в образцовом доме

Государственная кадровая служба КР, призванная вырабатывать и совершенствовать единую политику в данной сфере, повышать ее престиж, обеспечивать права и интересы граждан, сама же игнорирует закон. В редакцию ИА «24.kg» обратилась главный специалист аналитического отдела ГКС Джамиля Казиева, рассказавшая о произволе чиновников, царящем в ведомстве.

Рука руку моет

«Равный доступ к госслужбе, на мой взгляд, - это миф. Все решает конкурсная комиссия в составе статс-секретаря и руководителей отделов госоргана. В других ведомствах существуют общественные наблюдательные советы, а в этом ведомстве ОНС нет», - делится с нами печальным опытом Джамиля Казиева.

По ее словам, экспертов в комиссию привлекают лишь утвержденных приказом директора, что ставит их в определенную зависимость от него при принятии решений. «И, получается, набери ты хоть наивысшие баллы, это не поможет: конкурс может пройти человек с весьма скромными оценками», - говорит специалист.

Как выяснилось в разговоре, в соответствии со своими функциональными обязанностями Джамиля Казиева разрабатывает план мероприятий ГКС по противодействию коррупции, а также готовит анализ коррупционных составляющих в деятельности ведомства. И молчать о том, с чем ей самой пришлось столкнуться при прохождении конкурсов, она не стала.

С этого и начались ее проблемы, о которых она рассказала в редакции.

Хочу - вижу, хочу - нет

В марте 2013 года ГКС провела открытый конкурс на вакантные должности ведущих специалистов отделов обучения госслужащих и центра тестирования. О правах тех, кто уже состоял в национальном резерве и которые в соответствии с законом о госслужбе имели право на первоочередное назначение, в ведомстве предпочли забыть, как и о том, что по условиям, о которых само ведомство дает разъяснения на своем официальном сайте, должность занимает тот, кто набирает наивысший балл. На деле же все иначе.

Первую вакантную должность занял конкурсант, набравший не самый высокий результат. А получившую наивысший балл Казиеву, уже состоявшую на тот момент в нацрезерве, включили во внутренний резерв. К участию в конкурсе на вторую вакантную должность ей было отказано по причине якобы несоответствия образования. Остается догадываться, куда смотрели члены конкурсной комиссии ГКС, вынося подобное решение.

Минобразования КР, изучив диплом Казиевой, мнение членов комиссии, не допустивших ее до конкурса, не поддержало и выдало документ, в котором подтвердило у последней наличие соответствующего образования в области IT-технологий.

Дабы не выносить сор из избы, сотруднице была предложена должность и.о. специалиста отдела прохождения госслужбы.

Куда ни кинь, везде клин

В июле 2013 года Госкадровая служба в нарушение законодательства снова проводит открытый конкурс на должность заведующего сектором информационной системы управления человеческими ресурсами, и опять обладателя самого высокого балла «прокатывают». И должность по сложившейся в ГКС традиции вновь занимает претендент, набравший не самый высокий результат.

Напомним, что претендентка состояла и в национальном, и во внутреннем резервах. Разница между победителем и Казиевой составила 10 баллов не в пользу победителя. Однако справедливости ради скажем, что за практическое задание он получил на 2 балла выше. Но и здесь возникают несколько вопросов: по каким критериям оценивается выполнение практического задания и почему его готовят те, кто участвует в конкурсе?

В обращении на имя статс-секретаря ГКС Бактыбека Сагынбаева, которому законодательно предписано обеспечивать защиту прав и интересов госслужащих, Казиева спросила, означает ли это, что она может дважды воспользоваться преимуществами резервиста. Официального ответа не поступило.

«Мне непонятно, почему Государственная кадровая служба проводит открытый конкурс, если я состояла и в национальном, и во внутреннем резервах, почему мне отказано в выдаче видеозаписи собеседования вопреки требованиям законодательства КР?» - задается вопросами Джамиля Казиева.

На неоднократные письма с просьбой предоставить видеозаписи кадровое ведомство не отвечает, стойко отмалчивается целый год, а позже сообщает, что «в связи с истечением срока давности требуемые документы уничтожены».

Как минимум странное поведение демонстрирует госорган, призванный быть примером для всех ведомств в области кадровой политики. Человек неоднократно обращается, а документы уничтожаются без каких-либо на то оснований.

Следующий момент. Программа ИСУЧР, на знание которой гоняли претендентов на должность заведующего отделом, разрабатывалась с 2009 года в рамках проекта Всемирного банка. Но внедрить ее в госорганах по причине неготовности не удается и по сей день. Поэтому абсурдным выглядит ситуация, когда претендентам задают вопросы о функционировании компьютерной программы, которая не является законченным продуктом.

По результатам конкурса Джамилю Казиеву почему-то исключают из национального резерва. Сделано это на основании докладной записки статс-секретаря ГКС. Позже за подписью депутата ЖК Айнуру Алтыбаевой получено разъяснение, что назначение по результатам конкурса из внутреннего резерва не должно служить основанием исключения из нацрезерва. Однако в ГКС считают, что разъяснение народного избранника носит лишь рекомендательный характер.

Ниже плинтуса

Джамиля Казиева подробно рассказывает обо всех мытарствах, с которыми ей пришлось столкнуться при поступлении на госслужбу, и делает вполне логичный вывод: пока не будут устранены все противоречия в законодательстве, пока полномочия конкурсной комиссии не будут регламентированы, широкое поле для коррупции остается. Справиться с непокорным сотрудником можно несколькими способами.

В истории с нашей героиней это было так. Под видом изменения структуры ГКС должность Казиевой решили упразднить, взамен предложив вакансию... в Нарыне (!), будучи уверенными, что последняя, скорее всего, от должности откажется. Помимо «ссылки» в Нарын у Казиевой резко снижают оценку деятельности. Что это за новшество такое - «оценка деятельности госслужащего», попробуем разобраться.

В соответствии с Положением об оценке госслужащего в начале квартала каждый сотрудник получает от руководителя акт постановки задач, утвержденный статс-секретарем ГКС. По ежемесячным результатам заведующий отделом и курирующий заместитель директора ГКС оценивают работу Казиевой на отлично. Но, как только последняя начинает обращаться с письмами в инстанции о нарушении ее прав, квартальная оценка резко снижается до троек.

«Если акта постановки задач не было, если все поручения исполнены качественно и в срок, отсутствуют замечания вышестоящего руководства, то, простите, как это понимать?» - вопрошает Казиева.

По закону, если сотрудник не согласен с выставленной оценкой, создается апелляционная комиссия с участием представителя аппарата президента, которая должна в течение трех дней рассмотреть и разрешить спорную ситуацию. Прошло 4 месяца, а комиссия так и не была созвана.

Ударили креативом

В настоящее время, рассказывает Джамиля Казиева, во все госорганы активно внедряется Положение об оценке, от этого документа зависят карьера и зарплата госслужащего. Хотя система очень странная. Например, несмотря на то что весь отдел может получить оценку «неудовлетворительно», сам руководитель отдела может быть оценен на отлично. Получается, что не предусмотрена ответственность руководителя за деятельность вверенного ему отдела. А если сотрудники что-то не поделили между собой во время рабочего процесса, то существует риск занижения оценки, причем без всяких на то оснований и объяснений. Получается, что в ГКС, которая должна служить примером, субъективный фактор не исключен. Что же тогда говорить о других госорганах?

Один из критериев, по которому может быть оценен государственный служащий, - креативность. «Теряюсь в догадках, в каком пункте, например, Национальной стратегии или в аналитическом отчете, госслужащий может проявить свой креатив, если при исполнении и разработке стратегически важных документов он просто обязан четко следовать функциональным обязанностям и букве закона?» - недоумевает главный специалист.

Видимо, руководство главного кадрового ведомства страны по-своему понимает значение этого модного слова. Например, в ГКС считают, что у Казиевой очень плохо с креативностью, неважно с инициативностью, не очень хорошо с соблюдением норм этики и с самостоятельностью, но при этом результативность ее работы оценена на отлично. Странно, не правда ли?

«Самое страшное то, что представители ГКС входят в состав конкурсных комиссий в других госорганах, что не дает претендентам гарантий в принятии объективных решений по отношению к ним», - добавляет Джамиля Казиева.

Редакция ИА «24.kg» понимает, что мнение Джамили Казиевой представляет лишь одну сторону конфликта, поэтому ждет от ведомства официального комментария.
Бизнес