Семилетний Антошка - сирота. В настоящее время он воспитывается в одном из интернатов Чуйской области. А значит, пока у него есть кров. Возможно, будет крыша над головой и после выхода из детского учреждения - если на оставшуюся без присмотра квартиру никто не позарится за эти годы. Ведь жилье в столице всегда лакомый кусок для предприимчивых особ.
Когда мама мальчишки была очень больна, ее подруга оформила над Антоном опекунство. Однако позже, не желая присматривать за ним, женщина сдала ребенка в Центр беспризорников, а квартиру быстро продала. Только через год стало известно, что в квартиру въехал новый хозяин. Мальчишке повезло: перед самой смертью его мать заявила, что не давала добро на продажу жилья. Право на квартиру юристам центра удалось отстоять в суде третьей инстанции, в сохранности осталось и все имущество. Но достанется ли жилплощадь мальчугану, когда он подрастет?
Бесправные
Право на обеспечение жильем детей-сирот гарантирует ряд документов: Конституция КР, Жилищный кодекс, Кодекс КР о детях, постановления кабмина, а также Стратегия социальной защиты населения на 2012-2014 годы. Кроме того, в соответствии с постановлением Жогорку Кенеша от 23 мая 2013 года правительство должно было разработать государственную программу по обеспечению социальным жильем детей-сирот. Однако ее нет до сих пор. За годы независимости для детей-сирот не построено практически ни одного квадратного метра жилья. «Лишение гражданина права на единственное жилое помещение влечет нарушение всех социальных прав, включая здравоохранение, образование и социальное обеспечение, способствует росту преступности в обществе», - отмечают в парламенте страны.
«По данным Министерства социального развития, на 1 ноября 2013 года численность детей в республике составляет более 2,1 миллиона, или 38,6 процента всего населения. В 2013/2014 учебном году в общеобразовательных школах страны обучается 16 тысяч 412 круглых сирот, в профессиональных лицеях - 420. В 2012/2013 учебном году в профлицеях обучалось 345 круглых сирот, из них 270 окончили их. Все они после окончания учебных учреждений являются совершенно не адаптированными к жизни вне их стен, - отмечают в профильном комитете ЖК. - Подростки выходят в никуда, поскольку на практике государственные гарантии обеспечения их жильем не работают. У этой категории детей нет ни жилья, ни прописки, ни возможности учиться, ни денег на сколько-нибудь приемлемое существование».
Заставить закон работать
Время от времени слуги народа вспоминают, для чего их избрали в парламент, и инициируют поправки в законодательство. Недавно ряд парламентариев инициировали изменения в Кодекс о детях, Жилищный, Земельный, Налоговый и Гражданский кодексы, а также в законы КР «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О нотариате». Инициаторы намерены создать правовую основу для защиты имущественных прав детей, а также урегулировать порядок совершения сделок, связанных с имуществом несовершеннолетних.
Дополнения касаются и нашего Антона: в законодательстве предусматривается сохранение жилого помещения на более длительный срок в случае помещения сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в интернатные учреждения временного и постоянного пребывания. «Сегодня актуальна проблема сохранения имущества детей-сирот. За время нахождения ребенка в интернатных учреждениях часть жилого помещения, на которое имеют право дети-сироты, продается. При этом какого-либо возмещения части жилья ему не производится. В связи с этим государству необходимо усилить охрану права ребенка на имеющуюся жилую площадь путем наложения ареста на продажу и иными соразмерными методами», - обосновывают депутаты необходимость поправок.
Нередко сирот лишают единственного жилья ближайшие родственники. Известен и другой давнишний случай, когда над несовершеннолетним сиротой, проживающим в родительской квартире, не разрешали оформить опеку. Квартиру сдавали за определенную плату тем, кто был согласен проживать вместе с подростком и присматривать за ним. А отдать на опекунство - значит лишить ежемесячного дохода.
В настоящее время законопроект активно обсуждают депутаты. Документу посвятили два часа парламентских слушаний. Много вопросов вызывает у нардепов норма о предоставлении вне очереди земельного участка для строительства жилого дома детям-сиротам (по окончании срока их пребывания в интернате). На что несовершеннолетние будут строить жилье, если у них нет денег даже на самое необходимое? Будет ли это помощью или выдача земли превратится в коррупционную схему? И заработает ли закон на самом деле? Как показывает практика, хороших законов много, но на практике ничего не работает.
Выпускник детского дома Игорь Беляев уже несколько лет пытается получить жилье или участок. «Но везде сирот пинают, как футбольный мяч. Мы что, не люди? - негодует он. - Из-за безысходности многие становятся преступниками, не все находят силы противостоять жизненным сложностям. У многих из них нет в кармане даже 20 сомов».
Не наши полномочия
Зачастую все вопросы, касающиеся уязвимых слоев населения, предъявляют Министерству социального развития. Глава ведомства Кудайберген Базарбаев в разговоре с ИА «24.kg» признал, что вопрос стоит остро, и «когда-то его нужно решать». «Мы обратились в мэрии Бишкека и Оша с просьбой выделить земельные участки под строительство дома для сирот. Ответ пока не получили. Проблема в том, что на законодательном уровне вопрос не обговорен и просто оставлен на личное решение тех или иных руководителей. Имея же четкую законодательную базу, мы сможем действовать более требовательно и конкретно», - сказал министр.
Пока же в Минсоцразвития отмечают, что предоставление жилья сиротам - задача сугубо местных властей, а не прерогатива министерства. Не считают нужным в стране исполнять и постановление правительства об открытии спецсчета для круглых сирот, предназначенного для приобретения жилья.
«В 2004 году как бы подумали о детях-сиротах и открыли специальный счет, куда должны были перечислять средства, - вспоминает директор общественного фонда «Наш голос» Айнура Ормонова. - Но в 2010-м его закрыли в связи с тем, что ни одного тыйына туда не поступило. В 2013 году депутаты вновь добились открытия счета. Доноры и неравнодушные граждане готовы помочь, но это в первую очередь ответственность государства. Пусть оно хоть какую-то часть средств переведет. В России, например, есть практика проводить марафоны по телевидению, можно это сделать и у нас. Думаю, никому не жалко пожертвовать 25 сомов, если ты уверен, на что пойдут эти средства».
Подать свой голос
Тем временем, пока государство не может обеспечить права своих граждан, его обязанности - заботу о сиротах - берут на себя неравнодушные граждане, которые открывают дома семейного типа или социальные гостиницы.
Айнура Ормонова много лет проработала в детском доме. «Эти ребята не чужие, просто государство о них забыло. Когда выпускники обращались за помощью, пыталась делать все, что было по силам. Как-то мы собрались и решили добиваться прав, а не сидеть сложа руки и ждать. Так и появилась наша организация, - рассказывает она. - Сегодня наш социальный дом рассчитан на 10 мест, третий год он существует благодаря помощи граждан. Здесь мы учим девочек готовить еду, рассказываем, как ездить на маршрутках, как и где оплачивать счета, в какую поликлинику обращаться и многому другому», - рассказывает глава ОФ «Наш голос».
«Кому-то помогаем с оформлением документов. У некоторых нет даже свидетельства о рождении. Есть ребята, которые выходят из детдома в лучшем случае с паспортом и со справкой о том, что он воспитанник детского дома. И больше ничего. Иди куда хочешь. Пока подросток находится в детском доме, он получает необходимую пищу и кров, хоть какую-то защиту прав и интересов. Но как только он выходит из этих стен, он уже никому не нужен, - отмечает Айнура Ормонова. - При этом в детском доме его не научили элементарным правилам гигиены, готовить пищу, общаться с противоположным полом, создавать семью, трудиться. А если бы дети умели это делать, уже было бы легче в самостоятельной жизни. У нас же чуть что - трудиться в детдомах нельзя, мол, эксплуатация детского труда. Вот и получается, что дети ходят строем, и все за них решают и планируют. Детям нужно говорить, что такое хорошо, а что такое плохо, что кроме прав есть еще и обязанности».
Было бы желание
«Нередко дети выходят из стен интернатов с пятью сомами в кармане. В результате многие девочки идут на панель, а мальчики зарабатывают криминальным путем. Только с начала 2014 года к нам обратились 7 беременных девочек - выпускниц домов-интернатов. Получается порочный круг: вышла из детского дома не готовой к жизни, забеременела, отдала ребенка в детдом, потому что сама еще ребенок, и так история повторяется, - рассказывает Айнура Ормонова. - Мы проводили анкетирование в столице летом 2013 года. Ходили по точкам, где занимаются проституцией. Всего мы опросили 118 девушек, из них 74 оказались выпускницами детских домов. Мы просто ужаснулись! Кому-то это уже нравится, и они не собираются менять такой образ жизни, а кто-то просит помочь».
«И это наше будущее, о котором мы только кричим. Если мы не поддержим этих ребят и не поможем им встать на правильный путь, то просто потеряем их. И через 20 лет получим абсолютно деградированное общество. Нужно стереть стереотип о том, что выпускники детских домов - абсолютные иждивенцы и могут только просить и воровать. Да, некоторые из них такие. Но в большинстве своем это здоровые, хорошие ребята, которых нужно немного поддержать, и они сами пойдут дальше, - считает Айнура Ормонова, предлагая предусмотреть единовременное пособие при выпуске детей. - Часть пособий можно накапливать на счет - на карточку, чтобы при выходе подростки имели на руках хоть какую-то сумму. А если в детдоме их еще научат тратить деньги, то, думаю, они их распределят с умом. Тут нужен комплексный подход».
Как вариант решения проблемы в ходе парламентских слушаний предложили также выделять детям-сиротам 5 процентов квартир в строящихся многоэтажных домах. Ставить такие условия можно перед выдачей земельных участков под строительство.
«У правительства должна быть политическая воля. Это модное сегодня слово, но нужное. Правительство должно начать хоть что-то делать. Мы полны решимости добиваться исполнения законов, ведь дети не ждут, помощь им нужна сегодня», - заключила Айнура Ормонова.
P.S. Буквально на днях в Бишкеке открылась первая в республике социальная гостиница для сирот и лиц, оставшихся без попечения опекунов, в возрасте от 18 до 23 лет. Рассчитана она всего на 60 человек. Жилье выдается временно - на 12-18 месяцев.