Использованием религии в своих корыстных политических целях прежние власти Кыргызстана поставили под угрозу национальную и общественную безопасность страны.
Непростую ситуацию, сложившуюся в религиозном секторе, обсуждают уже на самом высшем уровне. Очередной Совет обороны во главе с президентом Алмазбеком Атамбаевым собрался в государственной резиденции «Ала-Арча», чтобы оценить всю степень опасности, с которой столкнулась страна, и обсудить необходимые меры для ее устранения.
Чиновники то и дело подчеркивали, что религиозная тема очень щепетильная и требует осторожного подхода. Как признался позже журналистам глава Госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев, обсуждение этого вопроса на Совете обороны должно было состояться еще в конце 2013 года, но из-за слабого анализа проблемы обсуждение откладывалось.
Открывая заседание, Алмазбек Атамбаев подчеркнул, что для будущего народа и государства обсуждаемый сегодня вопрос особо важен. «После 70-летнего периода атеизма в стране для свободы вероисповедания были созданы все условия. Более того, прикрываясь словами о свободе вероисповедания, власть пустила религиозную сферу на самотек. Все эти упущения мы остро чувствуем сейчас. Особенно среди мусульман, особенно среди кыргызов, - сказал Алмазбек Атамбаев. - В 2011 году один из так называемых мусульман объявил мне джихад за установку мной памятника Манасу. В стране становится все больше тех, кто, прикрываясь святым исламом, пытается предать забвению нашу культуру, превратив тем самым нас в манкуртов. Те, кто теряет свою веру, язык, не может считаться народом».
Как и ожидалось, после доклада Орозбека Молдалиева Совет обороны продолжился за закрытыми для прессы дверями. Лишь по итогам заседания журналистам раздали релиз: Совет обороны признал, что позиция невмешательства в религиозные вопросы оказалась ошибочной. И нынешняя ситуация требует контроля со стороны государства.
Вера напоказ
Не нужно быть теологом или экспертом, чтобы ощущать, как в Кыргызстане не просто растет чрезвычайная набожность населения, а происходит исламизация граждан.
Верить в бога, жить по законам Корана - это, бесспорно, правильно и лучше, чем спиваться или сесть на иглу. Но религия - это деликатная и очень личная тема, стала атрибутом показушности и, что скрывать, для некоторых - сферой бизнеса.
Все чаще на улицах городов и сел можно увидеть женщин, укутанных в хиджабы, паранджу, мужчин с бородами и в дамбалах - в одежде, которую кыргызы никогда не носили и которая никогда не была национальной. При всем этом - показном, не нашем, но «истинно мусульманским» - бросается в глаза неопрятность и нечистота, невежество и необразованность. Большая часть тех, кто причисляет себя к истинным последователям, например ислама, в лучшем случае могут воспроизвести отдельные зазубренные суры Корана или то, что вбил им в голову имам. А наделен ли тот имам всей полнотой образованности и высокой культуры, чистотой помыслов и истинной верой - вопрос большой. У кыргызов есть хорошая пословица «Чала молдо дин бузат» (Из-за некоторых псевдомолдо искажается религия). И в самом Духовном управлении мусульман, и в Государственной комиссии по делам религии единодушны: уровень образованности большей части мусульманских священнослужителей оставляет желать лучшего.
Ни для кого не секрет, что нынче в муллы и казы идут все, кому не лень. Не получив должного религиозного образования, многие из них легко и на свое усмотрение отходят от традиционного ислама, интерпретируя его догмы, как вздумается.
Этот факт отметил и президент КР Алмазбек Атамбаев, который считает, что некоторые так называемые мусульмане смешивают арабскую и иные культуры и пытаются насадить несвойственную Кыргызстану культуру через традиции, обычаи, одежду, манеру поведения. «Издревле наши женщины носили светлую и приятную на вид одежду. А теперь девушки носят одежду черного цвета, который считается траурным», - справедливо заметил он.
Действительно, сегодня даже совсем маленькие девочки ходят в такой одежде. Появились и так называемые общественные защитники, требующие от Минобразования разрешить школьницам посещать уроки в хиджабах. Но, напомню, никогда в культуре кыргызов не было ни паранджи, ни хиджабов.
Когда деньги - божок
За все прежние годы после провозглашения независимости в Кыргызстане так и не удалось достичь эффективного государственно-конфессионального взаимодействия, когда в основе стояли бы главные цели - предотвращение религиозной нетерпимости, радикализма, повышение уровня осведомленности населения об основных религиозных течениях.
В последнее время в республике ширится тенденция погружения прежде всего молодежи в самые разные религиозные течения. Иностранные адепты охотно зазывают юных кыргызстанцев на учебу за границей. И не менее щедро финансируют ее. В Духовном управлении мусульман вряд ли назовут хотя бы пять ведущих и общепринятых религиозных вузов, где учиться не только престижно, но и полезно.
«Однако направления кардинально отличаются. Особо часто наши граждане обучаются в университетах Пакистана. Мы неоднократно отмечали, высок риск того, что наши граждане могут примкнуть к экстремистским организациям», - подтверждает опасения глава Госкомиссии по делам религий Орозбек Молдалиев.
«Государство должно взять под свой контроль процессы, происходящие в религиозной сфере, - заявил на заседании Совета обороны Алмазбек Атамбаев, акцентируя проблему на мусульманской общине. - Если мы не направим их в правильное русло, то другие силы будут управлять этим процессом, что угрожает единству народа и будущему страны. Нужны решительные меры по сохранению своей культуры, национальных традиций».
Именно в этом плане большая роль отводится Духовному управлению мусульман Кыргызстана. Но ДУМК пока тонет в интригах и скандалах. Все последние годы его деятельность сопровождается конфликтами и даже уже не скрываемой борьбой за финансовые ресурсы. Ежегодно самая безобразная склока наблюдается вокруг организации паломничества мусульман к святым местам Мекки и Медины. Священнослужители не стесняются демонстрировать совершенно не божественные методы отвоевывания пальмы первенства. Эксперты единодушны: хадж - очень прибыльный бизнес. И, как говорится, тут все средства хороши. В махинациях вокруг хаджа фигурируют и имена многих высокопоставленных чиновников.
Свою озабоченность деятельностью Духовного управления мусульман Кыргызстана высказал и президент. «К сожалению, ДУМК в последние годы не может освободиться от финансовых скандалов. Вместо развития ислама, традиций и культуры, такое ощущение, что муфтият стал коммерческим центром, который занят только решением денежных вопросов», - сказал Алмазбек Атамбаев. Тут сложно не согласиться и не признать, что религию политизируют.
Они наступают
«В Кыргызстане происходит политизация религии», - заявил на заседании Орозбек Молдалиев. По его словам, некоторые организации, прикрываясь исламом, пропагандируют экстремизм в стране. «При этом они противопоставляют свои принципы государственным устоям. За последние годы усилилась тенденция строительства мечетей за счет иностранных доноров, а для государственных деятелей стало нормой бесплатно ездить в хадж. Настораживает и тот факт: при проведении курултая мусульман в 2010 году и избрании муфтия его члены открыто заявляли, что им удалось поставить своего человека на этот пост и даже праздновали победу над государством. Это ли не политизация религии? Все эти вопросы требуют тщательного обсуждения и принятия решения», - сказал Орозбек Молдалиев.
С ним солидарен глава государства, который отметил, что отдельные политики вместе со священнослужителями начали использовать религию в своих целях. Призвав не допускать такой негативной тенденции, Алмазбек Атамбаев привел в пример Афганистан, Ирак, Египет, Сирию, где фактически уже идет гражданская война.
Кто перед богом равнее?
Члены Совета обороны сошлись во мнении о том, что необходимо утвердить новую концепцию государственной политики в религиозной сфере, так как существующая не отвечает в полной мере современным угрозам и вызовам.
Как считает Орозбек Молдалиев, следует внести дополнения в законы, регулирующие вопросы религии, терроризма и экстремизма. «На сегодня ситуация в религиозной сфере сложная. Точнее сказать, здесь, где различные организации проповедуют разные течения ислама, почти нет организаций, проповедующих традиционный ислам. Деятельность отдельных религиозных организаций по распространению своих вероучений становится источником серьезных конфликтов. Наибольшую обеспокоенность вызывает ситуация в среде мусульман, которая осложняется оказываемой целенаправленной поддержкой определенных кругов со стороны зарубежных центров», - сказал Орозбек Молдалиев.
Подтверждением его слов служит растущее количество мечетей по всей республике, построенных на средства арабских стран. И эта тенденция с годами только укрепляется.
Ситуация не просто выходит из-под контроля, она действительно политизируется. В парламенте уже инициируют предложение обратиться к зарубежным донорам за помощью в строительстве не только мечетей, но и... школ.
Надежный проводник ваххабитов?
А спикер Жогорку Кенеша Асылбек Жээнбеков всегда находит время для приема делегаций из Саудовской Аравии. Это только последние новости пресс-службы ЖК: «Торага Асылбек Жээнбеков принял временного поверенного в делах Королевства Саудовская Аравия в Кыргызстане Марай Дербас Аль Барака», «Торага Асылбек Жээнбеков принял специалистов кардиоцентра Саудовской Аравии, прибывших в Кыргызстан с благотворительной миссией», «Торага Жогорку Кенеша встретился с председателем Маджлиса Аш-Шура Саудовской Аравии», «Торага Асылбек Жээнбеков встретился с делегацией Саудовской Аравии во главе с заместителем главы МИД Халедом бин Сауд бин Халед Аль Саудом»...
При этом в ареопаге законодательной ветви власти радостно сообщают, что готовы к активному сотрудничеству со страной развивающегося ваххабизма. Спикер парламента Кыргызстана считает и официально говорит во весь голос, что необходимо развивать с Саудовской Аравией взаимоотношения в сферах образования, туризма, горнодобывающей отрасли и даже в совершенствовании законодательства(?!) в целях создания благоприятного инвестиционного климата.
Разве это не та же политизация религии? Такая пострашнее будет и опаснее. Кстати, спикер ЖК - тоже член Совета обороны. «На сегодняшний день в религиозной сфере сложилась ситуация, требующая реформирования религиозных организаций. В первую очередь это касается Духовного управления мусульман страны. Ситуация такова, что оно уже не может самостоятельно себя реформировать. Поставленных целей в религиозной сфере можно добиться только путем совместной деятельности госорганов и религиозных организаций», - сказал на Совете обороны Асылбек Жээнбеков. Что он имел в виду? Позвать в консультанты ваххабитов Королевства? Или попросить их профинансировать реформы?
Благими намерениями...
Совет обороны поднял важную тему. Очень деликатную, очень хрупкую, но нужную. Замалчивать - значит, дать возможность радикальным верослужителям расширять свою деструктивную деятельность под знаменами ислама.
Как считает Орозбек Молдалиев, проблем накопилось более чем. Есть уже, например, и разделение мечетей. На юге страны узбеки ходят в узбекскую мечеть, а кыргызы - в кыргызскую. Понятно, что это эхо июньской трагедии 2010 года. Посещение святых мест по национальному признаку лишний раз свидетельствует о том, что восстановленный после произошедшего мир очень хрупок.
Теолог Кадыр Маликов по итогам Совета обороны отметил, что государство дало себе право вмешиваться в религиозную сферу в целях обеспечения национальной и гражданской безопасности.
«Государство уже не может быть в стороне от бесконтрольных процессов в религиозной сфере. Впервые вопросам религии уделено важное значение. Посыл главы КР был жестким, но объективным. Это должно отразиться на решении Совета обороны», - считает Кадыр Маликов.
Как Совет обороны будет решать очень трудную задачу «государственной политики в религиозной сфере», пока непонятно. Но главное, чтобы в погоне за результатом чиновники и священнослужители ДУМК не увлеклись популизмом, а еще хуже - закручиванием гаек по всем религиозным фронтам, тем самым ущемляя права тех граждан, для кого вера является истинной...