04:03
USD 88.85
EUR 94.92
RUB 0.96
Общество

Кылычбек Султанов рассказал, почему он поменял прибыльный бизнес на кресло чиновника

«Никак не могу привыкнуть к госслужбе. Времени катастрофически не хватает», - стал оправдываться 36-летний вновь назначенный министр социального развития Кыргызстана Кылычбек Султанов, опоздавший на интервью.

Владелец самой многотиражной в стране газеты пожаловался на то, что «не хватает времени подробно ознакомиться с документами». И не может привыкнуть к тому, что на госслужбе приходится заниматься несколькими делами одновременно.

У журналиста ИА «24.kg» сложилось впечатление, что новоиспеченный чиновник не удовлетворен своей двухнедельной работой на посту главы ведомства. Неожиданно беседу прервал помощник министра, напомнив, что через полчаса шефу надо быть на заседании в правительстве.

- Вот так внезапно приглашают. Потом выяснится, что надо бежать в парламент. И из-за таких вот форс-мажоров приходится переносить дела и планы, - вздохнул собеседник.

- Тогда с какой целью бизнесмен согласился занять это кресло?

- Почему бизнесмены уходят на госслужбу? Естественно, потому что здесь нет интереса в деньгах. Моя цель - показать свои лучшие качества как руководителя. Набраться опыта, использовать свои возможности, получить благословение народа. Помимо этого внести свой вклад в поднятие авторитета партии. Говорят, что за партией стоит один человек, но на самом деле - если бы не поддержка народа, партия не попала бы в парламент. Даже если бы и попала, то была бы только партией с именем.

- А сколько зарабатывают министры?

- 18 тысяч сомов. Это, конечно, мало. Я, как менеджер, оцениваю свой труд и труд других министров как минимум в 100 тысяч сомов, потому что работа тяжелая.

- Обвинения в отношении вашего предшественника Равшана Сабирова наталкивают на мысль, что бизнесмены приходят на госслужбу все-таки из корыстных побуждений...

- Сначала нужно доказать вину Равшана Сабирова. Я не верю, что он взяточник. Это вполне состоятельный человек. И не такой, чтобы в погоне за деньгами может ставить крест на своем будущем. Поэтому, думаю, что его дело сфабриковано. Или все-таки его тогда черт попутал?...

Нам нужно выявить болезнь, потом действовать. Некоторые говорят, что борьба с коррупцией ведется лишь для видимости, но я верю: идет настоящая борьба. Хоть как-то, но происходит устрашение коррупционеров. Думаю, чиновники, привыкшие брать взятки, постепенно сами образумятся. Не могу сказать, что в нашем ведомстве нет взяточничества. Но мы должны устранить схему, которая способствовала этому негативному явлению.

- В настоящее время выявленная схема коррупции связана с международным усыновлением...

- Да. Потому что у иностранных организаций много денег. Их финансы побеждают. Необходимо усовершенствовать механизм внутреннего усыновления. И тогда, может быть, международное будет не столь актуальным.  

- Но международные организации усыновляют только детей-инвалидов, тогда как кыргызстанцы их не хотят воспитывать, отказываются от них...

- Люди, живущие в США, Европе такие же, как мы. Они не рогаты, у них нет четырех ушей. Если мы преподнесем им правильную информацию, они смогут воспитать усыновленного ребенка и в Кыргызстане.

- Новый министр против международного усыновления?

- Я не против, но убежден, что для начала нужно открыть широкую дорогу внутреннему усыновлению. И только потом перейти к работе с международными организациями. Но усыновленные дети до совершеннолетия должны находиться под неусыпным контролем государства.

- И в каком же направлении будет теперь развиваться международное усыновление?

- После известных событий по требованию прокуратуры мы наложили 2-месячный мораторий на этот процесс. Этот срок истек. Аккредитация некоторых зарегистрированных организация аннулирована. Сейчас мы вносим изменения в положение по регистрации.

- Вы согласны, что цинично и бесчеловечно наживаться на детях-инвалидах? Министр соцразвития работает с уязвимыми слоями населения. Какими качествами в первую очередь он должен обладать?

- Человечность - это главное качество людей. Ну а руководитель этого министерства должен понимать жизнь пенсионеров, инвалидов. Кроме того, министр еще должен уметь считать. Не всегда правительство может выделять необходимые нам средства. Мне кажется, что даже после того, как это министерство сменило свое название, оно продолжает заниматься только защитой уязвимых слоев населения, а не развитием сферы.

- В этом году бюджет министерства составил 5,7 миллиарда сомов, этого достаточно?

- Нет, недостаточно. Речь идет не о количестве денег, их всегда будет мало. Сейчас социальная политика бесполезна и государству, и народу. Государство платит крохи, и люди живут самообманом. Например, пособие мы поднимем до 580 сомов (сейчас оно составляет 370 сомов). Но и на 580 сомов в месяц невозможно прожить. Я предлагаю провести полную инвентаризацию. Наверное, и в этой сфере присутствует коррупция. До нас доходят слухи, что пособия получают те семьи, которые в нем вовсе не нуждаются. При проверке мы сможем выявить «мертвые души» и состоятельных людей, прикидывающихся бедными.

- Адресная помощь существует только на словах, когда она начнет реализовываться на деле?

- Вместо адресной помощи предлагаю ввести подушевое финансирование. Это, конечно, нереально осуществить в течение года, но есть в намеченных планах. Тогда мы сможем проводить социальные выплаты через айыл окмоту. Например, сумму, которую будут получать инвалиды, определят местные органы власти. Сэкономленные средства можно пустить на открытие предприятий в селе. Появятся рабочие места. Доход сельчан возрастет. Со временем число людей, нуждающихся в социальной помощи, будет сокращаться. Ну а те, кто не может без пособий существовать, будут получать больше денег.  

Социальную помощь должны получать инвалиды, сироты и пожилые люди. Надо резко сократить количество трудоспособных граждан, сидящих на пособии.

- Какие еще реформы нас ждут?

- Считаю, что нужно активнее вводить электронные виды услуг. Проект осуществляется за счет международных организаций. В результате его внедрения у нас появится электронная база данных, и мы создадим единый информационный источник.  

- Вы посещали дом престарелых в Бишкеке? Условия там ужасные...

- Пока не успел, времени нет. Но я представляю, что там творится. Надо менять систему управления и в таких домах. Я считаю правильным привлечение на госслужбу бизнесменов. В Кыргызстане есть люди, которых интересует не наполнение личного кармана, а процветание страны.  

Бизнес