13:57
USD 89.47
EUR 96.56
RUB 0.97
Общество

Neo-сироты: отец в Москве, мать в Караганде

Дети, имеющие родителей, но живущие без них. Это, пожалуй, новое явление в нашем обществе, результат побочного эффекта активизировавшихся за годы независимости миграционных процессов.

Поездом, самолетом, автобусом...

Оставляют порой даже грудных детей. Как байку из уст в уста в народе передают почти невероятную историю о том, как женщина, родив ребенка в России, передала младенца (приложив сухие смеси и памперсы) через проводника поезда в Кыргызстан...

Учителя и врачи чаще других сталкиваются с этим социальным явлением. «Почти половина детей, которые приходят на прием, находятся на попечении бабушки, тети, жены брата и так далее. Такие дети, как правило, неухоженные и обращаются за медпомощью в самых крайних случаях. До визита к врачу никто не позаботился, чтобы завести на ребенка медицинскую карточку в поликлинике по месту жительства», - говорит врач Центра семейной медицины Сокулукского района Максат Сабирова.

«Да, таких детей у нас больше половины, - соглашается учитель Сокулукской средней школы Оксана Мешкова. - В основном это дети приезжих с юга Кыргызстана. Из-за того что с ними не проводилась подготовительная работа, детсады они не посещали, многие дети мигрантов отстают в своем развитии. Деньги считать-то они умеют. А бывает, что в 5-6-м классе мальчики не умеют писать и делают ошибки даже в своем имени, не говоря о том, что они должны решать задачи, читать книги и писать сочинения. Удивительно, что таких детей переводят из класса в класс».

Чаще всего у родителей нет средств на содержание ребенка за границей. Есть и другие причины - отсутствие условий для проживания. Обычное дело, что мигранты вынуждены жить в одной комнате по 5-6 человек, а то и более. С другой стороны, родители не берут детишек с собой, чтобы уберечь их от стрессов, которые угрожают ему в чуждой среде.

Кроме того, много и правовых проблем. «Самая острая из них - это, например, истечение срока 90-дневной временной регистрации. Даже если у мигранта есть разрешение на трудоустройство и он может год безвыездно работать в нашей стране, единственный для него способ легализовать пребывание своего ребенка - каждые три месяца вывозить его за границу России, - констатирует специалист московского ЦМИ Юлия Флоринская. - Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» регулирует только отношения с работающими взрослыми. Условия пребывания детей он не оговаривает».

Более половины трудовых мигрантов (около 60 процентов), опрошенных в ходе многочисленных исследований российским Центром миграционных исследований (ЦМИ), обладают семейным статусом; от 40 до 45 процентов имеют детей до 16 лет. Результаты опроса полутора тысяч женщин - трудовых мигрантов из СНГ в России - показали: более 60 процентов опрошенных оставили детей на родине.

Придет серенький волчок

Преподаватели кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета провели свое исследование в Чуйской области и городе Бишкеке. Оно выявило (подтверждая слова врачей и учителей), что в Чуйской области более 50 процентов детей живут вдали от мам и пап.

Какие они, дети без родителей? С таким вопросом мы обратились к Юлии Давыдовой, психологу, старшему преподавателю кафедры психологии КРСУ имени Ельцина.

«Существует термин «социальное сиротство», в категорию которого можно отнести и детей, у которых есть родители, но находятся вдалеке. Когда детей оставляют в малолетнем возрасте, то они, как правило, становятся плохо обучаемыми. Отказываются учиться, сбегают с уроков. Это объясняется тем, что у них нет стимула - они не получают похвалы от родителей. Как правило, такие дети начинают искать тесного физического контакта со взрослыми, например, принимаются обнимать учителя, тех, кто живет с ними, то есть хотят ласки, которой им не хватает. И если не получают ее, то, конечно, переживают, чувствуют себя отверженными.

Выросшие без родительской ласки девочки ищут ее в ранних сексуальных контактах. Из бесед, которые мы проводили с девочками, выяснялось, что некоторые из них уже в 5-м классе познали близость отношений с мальчиками, - продолжает Юлия Давыдова. - В подростковом возрасте мальчики уходят в различные группировки, а девочки поддаются увлечению легкими наркотиками уже с 7-го (!) класса.

Существует вероятность, что именно такие девочки затем становятся очень юными мамами. Но ребенок такой матери будет либо оставлен ею, либо будет расти в семье, где нет устойчивых отношений».

Будущее без ячеек

К каким последствиям может привести социальное сиротство? Во-первых, утрачивается смысл понятия «семья». Такие дети не стремятся создать в обществе свою ячейку. Для них смыслом жизни становятся деньги, а не дом, не продолжение рода. Чаще всего целью таких детей становится желание уехать из Кыргызстана, зарабатывать за границей большие деньги, и не важно, каким путем. Ощущение брошенности может приводить их к суициду.

Выход из ситуации эксперты видят в создании для таких детей специальных клубов с привлечением психологов. Чтобы они знали, что не одиноки, и чувствовали человеческое участие в своей судьбе. Но проблема (как всегда и во всем) в финансировании.  

«Расстояние, оказывается, отчуждает людей друг от друга. Я очень хотела, чтобы мои дети не нуждались ни в чем, - рассказывает Тынай Авазова. - Но когда после долгих лет работы вернулась домой, мой ребенок, теперь уже подросток, заявил: «Мне не нужно было твоих денег и подарков, мне было нужно твое внимание». Нам не о чем говорить с дочкой, у нас так мало общего. Между нами пропасть непонимания. Сумеем ли мы ее преодолеть?»

В Кыргызстане 2012-й объявлен Годом семьи, мира, согласия и взаимного прощения. А в реальности семья как ценностный ориентир, к сожалению, теряет свое предназначение.

Бизнес