13:07
USD 86.45
EUR 92.47
RUB 1.00
Общество

ГУБДД.kg: ликвидировать нельзя оставить

Решение премьер-министра Омурбека Бабанова о ликвидации ГУБДД - популизм или забота о безопасности граждан?

 

На дороге, как на войне

В мирное время ежегодно в Кыргызстане люди сотнями гибнут... под колесами автомашин. По данным ГУБДД, в среднем в год в результате дорожно-транспортных происшествий умирает до 1 тысячи человек, около 4 тысяч получают травмы и увечья. Единственное, что сдерживает пока водителей-лихачей, - это штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Не так давно глава государства Алмазбек Атамбаев подписал закон, ужесточающий наказание для участников дорожного движения. Ведь статистика смертей на дорогах упрямо ползет вверх.

В то же время усилия для наведения порядка на дорогах прилагает и новое руководство Главного управления безопасности дорожного движения. А в Интернете даже появилось видео, снискавшее одобрение среди рядовых водителей. В сюжете - главный гаишник страны Талантбек Исаев, устроивший разнос своим подчиненным из Чуйской области - самого «преуспевающего» по показателям региона. Особенно отличился Сокулукский район, где, что ни день, фиксируются ДТП со смертельным исходом. Начальник территориального ОБДД лишился должности.

Новшества в работе Исаева не остались незамеченными и туристами из Казахстана и России. По данным ГУБДД МВД КР, за время туристического сезона не поступило ни одной жалобы в адрес их инспекторов, которые превысили бы свои полномочия или нагрубили водителям.

В дежурной части МВД, телефон которой указан в стикере для туристов, приезжающих на Иссык-Куль, также говорят: «Если жалобы и есть, то они незначительны. Обращаются в основном с заявлениями на сотрудников органов внутренних дел, а чтобы отдельно на инспекторов - нет».

Однако...

На очередном разносе силовиков 18 июля премьер поручил главе МВД Зарылбеку Рысалиеву «убрать гаишников с трассы, ведущей на Иссык-Куль», а тех, «кто прячется в кустах», и вовсе потребовал уволить.

«Я только что приехал из Ысык-Атинского района и по дороге видел гаишников в шести местах на объездной дороге. Почему они там стоят? Деньги хотят заработать? Мы же принимали решение о том, чтобы сотрудники ГУБДД, особенно в туристический сезон, останавливали машины только на постах. Получается, что все эти ваши сотрудники - нарушители закона!», - негодовал Омурбек Бабанов.

Спорить с вышестоящим начальством у нас не принято. Немедля глава МВД (как ему и было велено) снял патрулирование с трассы, ведущей в курортную зону. Результат не заставил себя ждать. За каких-то две недели - 14 (!) трупов. Когда как за неполных два месяца (с 1 июня по 21 июля) по дороге на Иссык-Куль не случилось ни одного ДТП со смертельным исходом.

А премьер тем временем пошел еще дальше, пообещав «ликвидировать ГАИ к 31 августа». Решение свое Бабанов озвучил на форуме соотечественников «Мекендештер», который проходил в Бишкеке. Каковы будут последствия, догадаться не трудно.

Дурной опыт

Не удосужилось руководство страны взглянуть на статистику, которая, как известно, вещь упрямая, за 2009 год. Напомним, что тогдашний министр Молдомуса Конгантиев тоже пошел на поводу у популистских решений кабмина и отменил патрулирование курортной зоны. «Убрали все посты, и буквально через две недели случилось ДТП с казахскими туристами: перевернулся автобус, который ехал на огромной скорости, погибли 10 казахстанцев, еще 32 пострадали. Только после этого собирается на заседание Жогорку Кенеш и выносит решение о недоверии главе МВД и всему руководящему составу ГУБДД», - рассказывает начальник центра учета, анализа и профилактики профильного управления Елена Аильчиева.

Премьер-министру простительно, он в те годы занимался «оппозиционной деятельностью». Но нынешний глава МВД, который в 2009 году тоже был на руководящих должностях подразделений органов милиции, не мог не знать об этом промахе тогдашнего главы ведомства.

Можно предположить, что память политиков коротка. Но есть и свежие примеры. В 2011 году в столице запускают пилотный проект «Безопасная дорога». Тогда тоже резко возросло количество ДТП. «У нас и так общество недостаточно правовое и самосознательное, так мы получили еще дополнительный нигилизм - отторжение всех норм и правил», - отмечает Елена Аильчиева.

Зато руководство ГУВД Бишкека, как помнится, получило хорошие показатели по раскрываемости уличных преступлений. Ведь инспектор ДПС фактически работал водителем у оперативной группы. «Приоритеты расставлялись таким образом, что приходилось выбирать или грабеж, или регулирование движения на перекрестке с неработающим светофором. Конечно, руководство территориальных подразделений милиции (а инспекторы подчиняются им) предпочитало отправить подчиненных на грабеж. При этом заниматься ситуацией на дорогах инспекторам было просто некогда», - вспоминает Елена Аильчиева.

Дело в шляпе...

Что будет вместо ГУБДД, которое премьер-министр грозится «разогнать», пока неизвестно. В аппарате правительства полагают, что это будет новая дорожно-патрульная служба. Но законопроект о создании ДПС еще «сырой», признаются чиновники.

Как пояснили ИА «24.kg» в аппарате правительства, в связи с созданием дорожно-патрульной службы по проекту постановления предполагается объединить ГУБДД с ППС (патрульно-постовой службой). «Расширяются функции патрулей, они будут не только следить за дорожной безопасностью, но и заниматься раскрытием уличных преступлений», - подчеркивают чиновники.

Для этого, отмечают в правительстве, Бабанов и выделил ГУВД столицы 35 автомобилей марки Nissan-Almera с GPS-навигатором. Еще 65 машин, по данным чиновников, прибудут в ближайшее время. И эта сотня автомобилей должна будет обслуживать всю 5-миллионную республику.

Ясно одно: обязанности по сопровождению первых лиц и перекрытию правительственной трассы с сотрудников ДПС (то есть бывших гаишников) не снимают. Но кто будет, к примеру, регулировать движение в случае поломки светофора или его отключения из-за отсутствия света в определенных районах, нигде не прописано. «К тому же нет точной расстановки приоритетов. Каждый патруль будет закреплен за определенным квадратом и в случае совершения правонарушения на своем участке должен будет незамедлительно выезжать на место происшествия. В случае же возникновения сразу нескольких ЧП (авария, уличная драка, семейная ссора, ограбление на улице) куда податься?», - задается вопросом начальник ГУБДД Талантбек Исаев.

По его словам, то, что надо реформировать милицию и желательно начинать с гаишников, - вопрос, не вызывающий сомнений. Но в каком виде, какими конкретно обязанностями, правами будет обладать новая служба, похоже, знает только премьер-министр страны, однако пока также хранит гробовое молчание.

«Идея хорошая. Но мы еще не готовы к такому шагу. Если бы у нас не отключали свет, не ломались светофоры, водители не ездили пьяными, повсеместно были установлены видеокамеры, то ликвидация ГУБДД была бы вполне обоснована. Однако сейчас к одному «поборнику» - гаишнику мы добавляем еще двоих - сотрудников ППС», - уверен Талантбек Исаев.

Он отмечает, что в Грузии, где и был перенят опыт с созданием ДПС вместо ГУБДД, при средней зарплате в $200 по стране сотрудники службы получают $600. К тому же не забываем наш восточный менталитет, от которого никуда не деться.

...или в брате?

Отдельные политики склонны считать, что личностные отношения с Исаевым (но не Талантбеком, а его братом Канатбеком - бывшим лидером парламентской фракции «Республика») и стали причиной разноса гаишников. По их мнению, смена руководителя республиканцев в Жогорку Кенеше и нынешние угрозы ликвидировать ГУБДД - звенья одной цепи.

«Не секрет, что Омурбек Бабанов и Канатбек Исаев поругались. Теперь премьер пытается показать мускулы перед своим оппонентом, мол, «если ты не со мной, то и твоего брата ликвидируем». Но коли у Бабанова какие-то личные проблемы, решайте их в другом русле, но не надо принимать необдуманных решений. Такое ощущение, что глава правительства проснулся утром и ему вдруг пришла эта идея», - прокомментировал ИА «24.kg» председатель парламентского комитета по противодействию коррупции, бывший милиционер Туратбек Мадылбеков.

По мнению депутата, «реформировать отдельно взятое подразделение в МВД нельзя». «Кардинальные перемены должны коснуться в целом системы органов внутренних дел. Но прежде необходимо подготовить законодательную базу, иначе результат будет плачевный», - считает парламентарий.

Он отметил, что правительство не в первый раз принимает необдуманные решения. «Я хочу привести пример с финансовой полицией, которую Бабанов также поспешно ликвидировал как неугодную. А на ее базе создал новую службу и воткнул туда своих людей, начиная от оперативных работников и следователей до руководства. В итоге мы получили структуру, которая толком не работает, поскольку законодательной базы нет, финансирования - тоже», - добавил Туратбек Мадылбеков.

Поспешить - людей погубить

О ликвидации ГУБДД, пока не установят камеры видеонаблюдения и фотофиксации, говорить, по крайней мере, поспешно. К тому же с 1 сентября начнется новый учебный год и тысячи детей отправятся в школу через дороги, где к тому времени уже некому будет патрулировать. Сомневаемся, что правительство успеет внедрить проект «Безопасный город» и повсеместно установить нужную аппаратуру. В МВД до сих пор даже не определились, кто будет устанавливать камеры, объявлен очередной тендер.

Можно много ругать гаишников за хамство, вымогательство, но они единственный сдерживающий фактор для водителей-лихачей и дорожной борзоты. Согласны, надо менять форму и методы работы гаишников. Возможно, что и сотрудников набрать новых, и строго после аттестации. Но надо ли торопиться? Для того, кто хочет к осени показать хоть какие-то результаты, наверное, надо. А тем, кто печется о безопасности граждан, - нет.

Сколько должно случиться ДТП и сколько жизней закончится под колесами машин, чтобы правительство задумалось: что главнее - их амбиции или безопасность граждан?

Бизнес