Работа «РСК Банка» касается практически всех граждан Кыргызстана. Его акционером является государство, которому принадлежит 100 процентов акций. Последнее время в банке были очереди из-за введения нового программного обеспечения. Как сейчас обстоит дело и какие преимущества будут у банка, рассказал ИА «24.kg» и.о. первого заместителя генерального директора РСК Азизбек Оморкулов.
- Какие результаты РСК может подвести за 2013 год?
- Банк заработал в 2013 году 250 миллионов сомов, которые полностью перечислены в доход государства. Это результат труда более тысячи наших сотрудников. Кроме того, проведена работа по подготовке нового программного обеспечения. За 2013 год активы банка составили 10,8 миллиарда сомов, из них депозитная база - 7,8 миллиарда сомов, объем кредитного портфеля - 4,4 миллиарда сомов. Депозитная база на 90 процентов - это физические лица, что говорит о доверии населения к банку. Теперь мы хотим больше внимания уделить юридическим лицам. На данный момент кредитный портфель составил 5,5 миллиарда сомов. Из них 1,45 миллиарда сомов - выдача кредитов в рамках сельскохозяйственной программы правительства.
- Удалось ли «удлинить» деньги в кредитовании? Какой процент кредитов идет в реальный сектор экономики?
- У РСК как участника межбанковского объединения ШОС есть кредитная линия от Госбанка развития Китая. В ее рамках по льготным тарифам малый и средний бизнес может получать кредиты. Тут ведется работа в двух направлениях. Мы планируем подписание соглашения с Исламским банком развития. «РСК Банк» будет выступать агентом. И второй проект: мы на днях мы подписали соглашение с Китайским банком по поставке теплиц в Кыргызстан. Это тоже практически завершенный проект.
- Какие современные технологии внедряются банком?
- Мы ввели автоматизированную программу дистанционного обслуживания клиентов, буквально сейчас мы ее тестируем. Это будет широкий прорыв для РСК с самой большой сетью филиалов. Это даст минимальное соприкосновение клиента с сотрудниками банка. Соответственно, сокращение очередей и времени на обслуживание. Клиент, не приходя в банк, может проводить операции, транзакции и оплату различных услуг. Это взаимовыгодное сотрудничество: клиент не теряет времени, и операционные издержки снижаются со стороны банка. Доступ к своему счету будет 24 часа в сутки.
Компаниям это удобно, потому что они в день проводят по 10-15 операций. Для пенсионеров это специфичный продукт, как показывает практика, для большинства пожилых получение пенсии - это общение. А вот более прогрессивная молодежь, участники зарплатных проектов будут активно пользоваться этими услугами.
- Как, к примеру, учитель сможет пользоваться этой системой?
- Можно будет зайти на свой счет и посмотреть баланс, поступили туда средства или нет. Если у них есть карточка, узнав баланс, они могут снять деньги в банкомате. Если они хотят провести конвертацию в доллары, можно, не выходя из дома, через Интернет проводить валютообменные операции. Кроме того, деньги можно будет переводить со счета на счет, и даже за рубеж можно перечислить плату за какие-нибудь товары.
- Между тем пенсионеры жалуются, что в банке большие очереди...
- После внедрения автоматизированной системы мы улучшили скорость обслуживания в филиалах и сберкассах банка. Общая база данных будет отражать все транзакции, проводимые в филиалах. Но количество очередей будет зависеть и от сервиса. В филиалах у нас есть отдельный специалист, который обслуживает переводы. Для пенсионеров мы начали делать отдельные входы.
- Сколько времени нужно, чтобы эту систему полностью запустить?
- Она уже полностью работает. Большие очереди были по системе ГРС, но сейчас обслуживание в разы ускорилось, мы проводили хронометраж, на обслуживание одного клиента уходит не более 2-3 минут. Это программное обеспечение соответствует всем нынешним требованиям, начиная от интернет-банкинга до разных выписок. Этот модуль будет обслуживать и кредиты, и пластиковые карточки. Кроме того, все данные будут резервироваться на случай выхода из строя основной базы данных.
- Сколько времени нужно на обкатку?
- На обкатку нужно примерно полгода, мы уже систему запустили в боевом режиме с апреля. Работаем третий месяц, и пока никаких недостатков мы не видим. Мелкие технические сбои решаются в оперативном порядке.
- Какие риски есть?
- Все банки, которые переходят на новое программное обеспечение, имеют ряд рисков. Переход «РСК Банка» на новую программу был для нас непростым периодом. Мы практически три недели работали круглосуточно. Коллектив банка проделал колоссальный труд. Сейчас все четко работает.
- Что в перспективе это даст «РСК Банку»?
- Это ядро, с которым банк работает, можно проводить финансовый анализ, на основе которого будет основываться весь бизнес. Это даст возможность увеличить клиентскую базу.
- Какие банковские услуги банк планирует ввести в ближайшее время?
- В этом году мы планируем уделить внимание карточному бизнесу, в частности овердрафту. Этот продукт на рынке есть, но не развит в полной мере. Но мы намерены его развивать. Проще говоря, у вас есть зарплата 10 тысяч сомов, мы даем овердрафт еще 10 тысяч сомов, и вы имеете лимит 20 тысяч сомов, как только вы использовали свою зарплату, вы можете уходить в минус и брать кредит у банка до 10 тысяч. Также необходимо отметить, что через месяц мы планируем эмитировать международные карты Mastercard. «РСК Банк» будет первым банком на территории Кыргызстана, который будет выпускать карты Mastercard в течение 5 дней.